Счетная палата предупредила правительство о риске низких цен на нефть
Цены на нефть в 2016–2018 годах могут оказаться ниже тех, что прогнозирует правительство ($50–55 за баррель в базовом варианте прогноза), предупредила Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета на 2016 год. «Риски снижения цен на нефть марки Urals, по мнению Счетной палаты, более значимы, чем возможность их повышения», — говорится в документе, размещенном в понедельник на сайте Госдумы. Снижение цен на российскую экспортную нефть ниже прогнозных уровней может ухудшить платежный баланс, способствовать ослаблению рубля и усилению инфляционных тенденций, предупреждает Счетная палата.
Более низкие цены на нефть, нефтепродукты и природный газ — основной риск для федерального бюджета на 2016 год, который по-прежнему сильно зависит от нефтегазовых доходов. Они прогнозируются в 2016 году на уровне 7,7% ВВП и 44% в общем объеме бюджетных доходов.
Одним из факторов снижения цен на нефть может стать возможное возвращение Ирана на международный нефтяной рынок в результате снятия с него экономических санкций, отмечает Счетная палата. Кроме того, она указывает на перевод некоторых нефтеперерабатывающих мощностей в европейских странах (например, в Польше) на нефть, поступающую из Саудовской Аравии — это может привести к сокращению закупок европейцами сырой нефти из России.
Правительство предусмотрело консервативный вариант прогноза — $40 за баррель в 2016, 2017 и 2018 годах, признает Счетная палата. Но по этому варианту прогноза «в 2016–2018 годах помесячные значения цен на нефть марки Urals не меняются и зафиксированы на уровне $40 за баррель, что представляется недостаточно обоснованным». Если нефть в отдельные месяцы будет падать ниже $40, это может потребовать реализации «комплекса экстренных мер (включая финансово-бюджетные) по стабилизации ситуации».
В целом Счетная палата критикует правительство за недостаточный количественный анализ рисков для базового прогноза. Например, в качестве одного из рисков обозначено возможное повышение процентных ставок ФРС США, но влияние этого на устойчивость российской финансовой системы не отражено. Замедление экономического роста в Китае и снятие санкций с Ирана также упомянуты в качестве факторов риска в материалах прогноза, но количественные оценки этих рисков не представлены. По данным Счетной палаты, динамика основных макроэкономических показателей в последние годы «показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений», и «это может свидетельствовать о недостаточной степени реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов».
Проблемы модернизации и импортозамещения
Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 2016 году на 0,7% (базовый прогноз), прежде всего делая ставку на восстановление запасов материальных оборотных средств, сократившихся в 2014–2015 годах. Запасы, по оценке Минэкономразвития, внесут самый значительный вклад в рост ВВП — 1,2 процентного пункта. Но Счетная палата считает этот прогноз «недостаточно обоснованным», отмечая, что «при сохраняющейся неопределенности геополитической ситуации и внешних финансово-экономических условий […] наращивание запасов становится экономически невыгодно в связи с отсутствием перспектив окупаемости расходов». Вызывает у нее сомнение и ожидаемое восстановление потребительского спроса, учитывая, что реальная заработная плата в 2016 году, по прогнозу, сократится на 0,2%, а реальные располагаемые доходы населения — на 0,7%.
Счетная палата говорит о необходимости «существенного увеличения инвестиций в основной капитал, направляемых на цели обновления и модернизации материально-технической базы российской экономики». По ее данным, анализ текущего состояния основных производственных фондов показал их «неудовлетворительное состояние»: практически половина основных фондов не только устарела, но и физически изношена. «На физически и морально устаревшем оборудовании практически невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и продвигать ее на международных рынках», — говорится в заключении, а процесс обновления фондов идет «крайне медленно».
Не нашли должного отражения в прогнозе, по мнению Счетной палаты, и проблемы, которые могут возникнуть в процессе импортозамещения. Потребительский спрос, ориентированный в последние годы на высококачественную продукцию, не может быть удовлетворен за счет потребления российских аналогов с пониженными потребительскими характеристиками, отмечает она: в случае качественного ухудшения отечественной продукции не стоит ждать «голосования рублем» за нее.
Кроме того, высокая доля импортной составляющей в технологиях, оборудовании и комплектующих модернизированных производств, выпускающих отечественную продукцию, «может отрицательно повлиять на своевременность обслуживания/ремонта производственного оборудования, привести к росту цен готовой продукции» и снизить потенциал обновления производственных мощностей в целом.