ИТ-компании попросили считать их в числе наиболее пострадавших от кризиса
Они уже столкнулись с переносом сроков реализации и заморозкой проектовАссоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКиТ), среди членов которой компании «1C», ABBYY, Acer, IBM, «Лаборатория Касперского» и др., просит Минкомсвязь включить ИТ-индустрию в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и экономического кризиса. Об этом говорится в письме исполнительного директора АПКиТ Николая Комлева, отправленном главе министерства Максуту Шадаеву 27 марта (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил глава АПКиТ).
В условиях кризиса ИТ-индустрия страдает одной из первых из-за снижения покупательной способности клиентов и их затрат на непрофильную деятельность, отметил Комлев. «Спад в индустрии неизбежно приводит к отъезду высококвалифицированных программистов из России и к снижению возможностей по цифровой трансформации экономики», а также качества услуг в цифровом формате, в том числе государственных, объяснил он.
Нужны ли ИТ-отрасли меры поддержки, разбирался РБК.
Что даст включение ИТ в правительственный список
В воскресенье, 29 марта, президент России Владимир Путин поручил до 1 апреля определить перечень отраслей, наиболее пострадавших «в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Он предложил предоставить предприятиям малого и среднего бизнеса из этого перечня отсрочку по кредитам и налогам (кроме НДС) на шесть месяцев и снизить ставку страховых взносов для компаний с размером оплаты труда выше МРОТ. Кроме того, правительство подготовило дополнительные меры поддержки транспортных и лизинговых компаний, пообещало покрыть ущерб турфирмам, поддержать спортивные учреждения и т.д.
Комлев в разговоре с РБК пояснил, что меры поддержки ИТ необходимы для сохранения уровня экономики в целом. «Мы просим поддержки не потому, что мы самые бедные, а чтобы помочь всем остальным отраслям. Представителей сферы туризма по-человечески жалко, но в общем на экономику она не так сильно влияет. А ИТ во всех отраслях резко увеличивают производительность труда. К тому же системы управления, в том числе государственные, могут быть парализованы», — объяснил он.
Представитель Asus в России Кирилл Погорелов поддержал инициативу включения ИТ-компаний в правительственный список, потому что таким образом они будут защищены законопроектом о моратории на банкротство, о чем в своем экстренном обращении заявил Путин. «В первую очередь пострадают офлайн-магазины и, соответственно, дистрибьюторы. Значительное падение спроса вкупе с финансовыми обязательствами перед арендодателями крупных торговых площадей, работниками, фондами и государством вызовет серьезные проблемы», — уверен Погорелов. Он также отметил, что в ИТ-отрасли низкая маржинальность, поэтому «текущая ситуация в экономике в сочетании с пандемией коронавируса может привести к ряду банкротств».
Директор IXcellerate (развивает дата-центры) Константин Борман также считает, что включение ИТ в перечень позволит не допустить закрытия, банкротства или снижения активности и эффективности работы предприятий отрасли. При этом он подчеркнул, что заявлять о критическом состоянии отрасли пока преждевременно, поскольку явно пострадавших нет. «Однако поддержка необходима, чтобы эти компании не пострадали в будущем», — говорит Борман.
Комлев добавил, что никто не знает, насколько затянется кризис, и многие ИТ-компании не смогут долго протянуть без дополнительных мер поддержки. «Разработчики софта, которые работают на внешний рынок, могут работать довольно долго, им какой-то ручеек денег будет поступать. Но многие компании напрямую зависят от поставок комплектующих из-за рубежа, например сборщики телекоммуникационного оборудования или компьютеров. У нас нет производства своей «памяти», ее привозят из-за рубежа. Проектировка некоторых плат производится здесь, а само производство находится в странах Юго-Восточной Азии, поскольку за счет крупных тиражей там сборка получается дешевле», — рассказал он, отметив, что сейчас, возможно, придется предусмотреть резервные варианты производства на территории России.
О каких еще мерах поддержки попросила ассоциация
- Перенести сроки реализации закона о предустановке отечественного ПО на смартфоны и компьютеры с 1 июля 2020 на 1 января 2021 года. «Тема предустановки ПО является важной, но несвоевременной в условиях эпидемии», — подчеркнул Комлев.
- Приостановить до окончания эпидемии или до конца года «разработку, обсуждение и принятие законопроектов и поправок к действующим федеральным законам, ухудшающим положение ИТ-отрасли», в частности законопроект ФАС о расширении контролирующих полномочий ведомства на результаты интеллектуальной деятельности.
- Обеспечить «зеленый коридор» для перевозок зарубежных товаров (в первую очередь из Юго-Восточной Азии), необходимых для ИТ-индустрии, в частности для возможности удаленной работы всех организаций. По словам Комлева, из-за введенных ограничений на авиаперевозки пострадали поставки техники и комплектующих. «Предлагается открыть или не закрывать возможности для грузовой авиации, выделить чартеры для обеспечения беспрепятственных поставок компьютерной техники и комплектующих», — отметил он в письме.
- Отменить штрафы и пени за просрочку поставок по контрактам, вызванную обстоятельствами непреодолимой силы, и ввести мораторий на 2020 год на включение ИТ-компаний в реестр недобросовестных поставщиков (включить в него компанию можно будет при двукратном нарушении за год).
- Обеспечить послабления для ИТ-компаний при госзакупках, предоставив возможность зафиксировать курс валюты на приемлемом для всех сторон уровне, и пр.
Еще ряд предложенных АПКиТ мер похожи на просьбы о помощи представителей других секторов экономики, которые ранее обращались в правительство (введение госсубсидирования арендной платы, отсрочка уплаты федеральных и региональных налогов и др.).
Нужна ли защита ИТ-рынку
Задержки или непринятие мер поддержки может привести к закрытию компаний и перебоям в сервисах конечных клиентов центров обработки данных, среди которых облачные провайдеры, банки, розничные сети, биржи, онлайн-сервисы и другие компании, отметил Борман. «Если без нового сервера и настольного компьютера можно легко прожить, то без постоянно работающей критической инфраструктуры и доступа к информационным ресурсам, которые размещаются на базе ЦОД и в облаках, работа многих предприятий и организаций просто встанет», — заключил он.
«Ситуация действительно довольно критическая, — подтверждает представитель Baikal Electronics. — Вероятность волны банкротств ИТ-компаний и потери команд и наработок очень высока. Очевидно, что без поддержки государства наша отрасль очень сильно пострадает, а на восстановление уйдут годы, за это время мы можем снова оказаться в хвосте мировой ИТ-отрасли, потеряв весь прогресс последних лет». По его словам, «критически важно поддержать ликвидность в отрасли и избежать кризиса неплатежей, который виден уже сейчас».
По словам директора по производству компании «Ланит-Терком» Вадима Сабашного, они уже столкнулись с тем, что некоторые новые проекты были отложены, а текущие — заморожены на неопределенное время. «Но кризисная ситуация только набирает свои обороты, мы ожидаем новых сложностей в ближайшие несколько месяцев, которые больше связаны с общей экономической ситуацией, нежели с ограничениями перемещения и личного общения», — говорит он. Сабашный также отметил, что для компании наиболее важно смягчение требований по сдаче отчетности и проведению необходимых сертификаций и аккредитаций, «так как в большинстве своем осуществление подобной деятельности требует личного присутствия и перемещений по городу».
Исполнительный директор системного интегратора «Инфосистемы Джет» Александр Зисман отметил, что самочувствие ИТ-игроков будет зависеть от готовности компаний из разных секторов инвестировать в технологии во время кризиса. «Сейчас мы видим повышенный спрос на внедрение технологий виртуальных рабочих столов, средств защиты удаленного доступа и техническую поддержку. Это то, во что сейчас просто необходимо вкладываться компаниям, чтобы выжить. Что будет через полгода, когда все наладят ИТ с учетом новой парадигмы существования, — открытый вопрос», — заключил он.
РБК направил запрос в Минкомсвязь.