Познер и Ахеджакова призвали прекратить «дело «Нового величия»
Петицию с требованием прекратить уголовное дело против предполагаемых участников движения «Новое величие» подписали журналист Владимир Познер, правозащитник Лев Пономарев, музыкант Андрей Макаревич, писательница Людмила Улицкая, актриса Лия Ахеджакова, глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, экономист Сергей Алексашенко и другие. Ее текст опубликован на сайте Change.org. Инициатором петиции выступила «Новая газета».
Также по состоянию на 21:30 мск ее подписали почти 1 тыс. пользователей портала.
В петиции говорится, что это движение создали «провокаторы», они же подготовили документы, которые позднее следствие сочло экстремистскими. Фигуранты были арестованы незаконно, полагает редакция газеты, также незаконными называются решения судов не менять им меру пресечения. У государства в лице следствия и прокуратуры есть выбор, считают авторы петиции: «продолжать путь произвола» либо закрыть дело. Также они потребовали «привлечь к ответственности тех, благодаря кому все вышеперечисленное стало возможным».
«Мы твердо намерены добиться прекращения этого дела, вовлекая в общественную кампанию все большее количество людей», — отмечает газета.
Лия Ахеджакова в разговоре с РБК сообщила, что «дело «Нового величия» является «страшнейшей провокацией», и призвала начать честное расследование. «Я узнала про это дело в московском «Мемориале». Это такая страшная вещь, это нас отсылает к 1937 году — вот что страшно. Мы опять ныряем в ту же ужасающую историю «Архипелага ГУЛАГа». Провокация, на которой ловят молодежь, — это в худших традициях НКВД, КГБ и аналогичных организаций и в других странах мира», — сказала Ахеджакова.
Актриса подчеркнула, что подобные провокации необходимо «рубить на корню» и предавать огласке, и привела в пример дела против главы чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева и руководителя карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. «Нужно немедленно прекращать эту манеру подкидывать наркотики в машину человека, когда его нельзя судить за образ мыслей, нельзя по этой же причине объявлять, что он педофил, когда он умнейший человек, исследователь», — отметила Ахеджакова.
Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев в беседе с РБК отметил, что такими действиями власти страны намерены отпугивать молодежь от занятий политикой. «Если «дело «Величия» довести до конца и посадить молодых людей, то будет открыта дорога для массовых политических репрессий, это целенаправленная провокация. Власть видит в молодежи, которая увлекается политикой, угрозу», — сказал он.
«В «деле «Нового величия» перейдена очень опасная черта, — сказала в комментарии РБК Улицкая. — Меня глубоко встревожило и дело [главы карельского «Мемориала»] Юрия Дмитриева, и дело Кирилла Серебренникова, и множество постыдных дел, связанных с перепостами. Но ни одно из этих дел не было организовано с помощью профессиональных провокаторов, втянувших совсем молодых девочек и мальчиков в придуманную в кабинетах возродившейся Лубянки опасную политическую игру. Это отсылает нас к бесчисленным процессам тридцать седьмого года, спроектированных в недрах НКВД и сгубивших тысячи ни в чем не повинных людей».
Фигурантами «дела «Нового величия» стали десять человек, среди них Анна Павликова, которая на момент задержания в марте 2018 года была несовершеннолетней. Им инкриминируется создание экстремистского сообщества.
Однако, писали «Новая газета» и «Медиазона», создателем организации и автором ее устава был сотрудник правоохранительных органов, который общался с другими участниками движения под псевдонимом Руслан Д.
Четверых фигурантов дела отправили под домашний арест, четверых арестовали, среди них была Павликова. Позднее на фоне общественного резонанса и прошедшей в Москве акции протеста суд перевел Павликову и еще одну подозреваемую под домашний арест.
«Дело «Нового величия» проверяла прокуратура, но признаков подстрекательства со стороны правоохранительных органов не нашла. Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин счел такую проверку неполной и обратился с ее критикой к генпрокурору Юрию Чайке.