Депутат от КПРФ пожаловался Чайке на проверку «дела «Нового величия»
Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой провести «проверку законности ответа» прокуратуры Москвы по делу, связанному с движением «Новое величие». Текст депутатского запроса есть у РБК. Ранее городская прокуратура проводила проверку по запросу группы депутатов, теперь Рашкин настаивает, что она была неполной.
Как говорится в письме Рашкина, 15 июня депутаты обратились к Чайке с просьбой проверить действия следователей и оперативников, работавших над делом, на предмет подстрекательства к преступлению. Генеральная прокуратура после этого поручила организовать проверку московской прокуратуре. Ответ из нее депутатам пришел 2 августа, говорится в новом запросе: там была информация о возбуждении дела, об избрании меры пресечения фигурантам, о продлении им ареста, о предъявленных обвинениях.
«Между тем в указанном документе не дается оценка действий должностных лиц правоохранительных органов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность и ведущих досудебное производство по так называемому делу «Нового величия», на предмет соблюдения ими действующего законодательного запрет на провокацию противоправных действий», — пишет депутат, называя предыдущую проверку «неполной».
Рашкин рассчитывает, что по итогам новой проверки ответ московской прокуратуры будет признан незаконным, а прокуратура примет «меры, направленные на обеспечение законности и соблюдение прав и свобод Марии Дубовик, Анны Павликовой, Петра Карамзина и иных обвиняемых» по делу.
РБК писал об ответе прокуратуры Москвы на первый запрос Рашкина: ведомство сообщило, что «оснований для мер прокурорского реагирования <…> не имеется».
По «делу «Нового величия» проходят десять человек, одна из фигурантов, Анна Павликова, на момент ареста была несовершеннолетней. Всех обвиняют в организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК, предусматривающая лишение свободы на срок от шести до десяти лет). Защита настаивает, что движение создавалось по инициативе сотрудника МВД. Об этом же писало издание «Медиазона» 30 марта: в статье говорилось, что доступ к чату, где общались будущие фигуранты дела, получил некий Руслан Д., который оказался сотрудником правоохранительных органов; он и предложил создать движение. Аналогичные сведения приводила и «Новая газета». Оба издания отмечали, что скрывавшийся под ником Руслан Д. также написал устав организации.
Шестерых фигурантов дела, включая Павликову, суд отправил под стражу, остальным избрал меру пресечения в виде домашнего ареста. После ареста защита Павликовой говорила, что состояние ее здоровья ухудшается. Дело приобрело общественный резонанс. 15 августа следствие обратилось в суд и попросило отпустить под домашний арест Павликову и еще одну фигурантку, Марию Дубовик. В тот же день в Москве прошел «Марш матерей» в поддержку фигурантов дела (власти города акцию не согласовали), участники которого пришли к зданию Верховного суда и оставили у него детские игрушки.
На следующий день суд изменил Павликовой и Дубовик меру пресечения.