В Кузбассе задержали главу холдинга, владеющего шахтой «Листвяжная»
Совладельца и президента холдинга «СДС» (Сибирский деловой союз) Михаила Федяева задержали после допроса о трагедии на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области, где погибли более 50 человек. Об этом сообщают ТАСС, «Тайга-Инфо» и vse42.ru со ссылкой на источники. Источник РБК, близкий к Следственному комитету, подтвердил факт задержания Федяева.
«Его задержали около 5 утра по местному времени после обысков по месту жительства», — рассказал собеседник РБК. По словам источника ТАСС, сейчас Федяев находится в изоляторе временного содержания.
Источник РБК, осведомленный о ходе следственных действий, сообщил, что помимо Федяева задержаны еще три человека, в том числе представители «СДС-Угля». Один из них — руководитель «СДС-Угля» Геннадий Алексеев, это подтверждает «Тайга-Инфо». Также задержан технический директор «СДС-Угля» Антон Якутов, сообщил источник РБК.
Еще один задержанный — главный инженер ООО «Шахта «Листвяжная» Анатолий Лобанов, сообщили позже в Следственном комитете. В зависимости от роли каждого им предъявлено обвинение по ст. ч. 3 ст. 217 (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ч. 2 ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия).
«Листвяжная» работает в составе компании «СДС-Уголь», который в свою очередь входит в холдинговую компанию «Сибирский деловой союз», где Федяев является президентом. По данным официального сайта ХК «СДС», Федяев является одним из основателей холдинга и с 2007 года его президентом.
«В настоящее время компания и все предприятия холдинга работают в штатном режиме. Исполняет обязанности президента АО ХК «СДС» первый вице-президент компании Колмогоров Сергей Александрович», — сообщили РБК в «СДС».
Forbes оценивает состояние Федяева в $550 млн. До 2019 года его партнером и совладельцем компании был экс-депутат Госдумы Владимир Гридин. После его выхода из бизнеса доля Федяева увеличилась с 33% до 95%. Холдинг СДС, помимо угольных активов, включал в себя железнодорожный транспорт, производство вагонов, минеральных удобрений и медиабизнес. Но «СДС-Азот» была продана миллиардеру Роману Троценко.
Он же выкупил у СДС кемеровский аэропорт. 74% Европейской медиагруппы купила УГМК Искандера Махмудова. А доля в компании по производству вагонов «Алтайвагон» досталась Центру развития портовой инфраструктуры, участвующему в строительстве портов. СДС также принадлежит 25,1% строящегося порта в Приморье «Морской порт «Суходол».
В Новосибирске у структур Федяева есть несколько активов. Компания «СДС-финанс», структура многопрофильного «СДС-Холдинга», возводит в Новосибирске три жилых комплекса — «Родина» в Краснообске, «Венеция» в Ленинском районе и «Легендарный-Северный» в Заельцовском. Последняя площадка — крупнейший актив СДС в Новосибирске, одна из самых масштабных комплексных застроек города, 215 га.
Кроме этого, структуры СДС являются ключевым подрядчиком при строительстве Ледовой арены, крупного инфраструктурного объекта, который строится на средства федерального и регионального бюджета к Международному чемпионату мира по хоккею. Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2022 году, стоимость всего комплекса работ составляет около 22 млрд руб.
Авария на шахте «Листвяжная» произошла 25 ноября, погибли 46 горняков и пять горноспасателей. Сотрудники шахты рассказали РБК о многочисленных нарушениях и работе в условиях высокого содержания метана в воздухе. Как сообщили шахтеры, им выдавали газоанализаторы с датчиками, которые были заклеены скотчем для искажения показаний. Горняки передали корреспонденту РБК фотографии и видеозаписи контрольных приборов их шахты, снятые в августе и ноябре. На них видно превышение показателей. Генеральный прокурор Игорь Краснов подтвердил заявления шахтеров, уточнив, что на «Листвяжной» был ряд случаев, когда скрывались показания приборов контроля уровня газа.
В Ростехнадзоре пообещали проверить сообщения о намеренном повреждении датчиков газа. В пресс-службе «Листвяжной» сообщили РБК, что газоанализаторы, с которыми шахтеры спускаются в шахту, тестируются непосредственно перед выдачей, вскрыть их без специального ключа невозможно, обслуживающий их персонал не имеет на это права, поэтому даже для замены фильтров их отправляют на завод-изготовитель.
2 декабря на совещании с президентом Владимиром Путиным Федяев и Алексеев заявили, что готовы понести наказание за аварию. Когда Путин задал им вопрос о соблюдении техники безопасности на шахте, Федяев заверил, что компания не экономила на средствах безопасности и защиты, однако Алексеев признал, что официальные отчеты предприятия содержали лишь «кажущуюся стабильность». Две недели спустя председатель СК Александр Бастрыкин поручил установить роль собственников шахты в аварии.
После ЧП заведены два уголовных дела: о нарушении требований безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217 УК) и о халатности, повлекшей смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК). По первому делу проходят директор шахты Сергей Махраков, его заместитель Андрей Молоствов и начальник участка Сергей Герасименок, по второму — главный госинспектор Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергей Винокуров и его коллега Вячеслав Семыкин. Никто из них не признал вину.