Минфин нашел 10 изъянов в решении арбитража по ЮКОСу
Как говорится в документе, «вместо объективного, беспристрастного рассмотрения дела состав третейского суда подчинил свои действия конъюнктурным соображениям и в итоге принял политически ангажированные решения».
Министерство насчитало десять претензий к Международному арбитражу в Гааге. Среди них - противоречие вердикта заключениям составов двух палат Европейского суда по правам человека, который дважды признавал, что ЮКОС дважды совершал масштабное уклонение от уплаты налогов, а действия российских властей не носили политического характера.
В числе других нарушений арбитража Минфин указал на однобокое исследование и применение доказательств, недопустимый пересмотр сложных решений судов РФ, умозрительные предположения арбитража о причинах действий государственных органов РФ, использование третейским судом таких предположений для обоснования своих выводов, не подтвержденных фактами, отрицание третейским судом обоснованности доначисления ЮКОСу налога на прибыль.
Недовольство ведомства вызвал отказ арбитража учесть тот факт, что несколько подставных торговых компаний ЮКОСа уклонялись от налогов по аналогичной головной компании схеме, хотя сам арбитраж признал факт уклонения дочерних структур от налогов, неспособность арбитража прийти к «очевидным выводам, что руководство ЮКОСа знало о совершаемых налоговых нарушениях».
Третейский суд в Гааге, как отмечается в заявлении Минфина, опроверг обоснованность доначисления налогов на ЮКОС на основании вымышленных представлений о российском законодательстве.
Минфин также посчитал изъяном отказ третейского арбитража передать спорные вопросы в компетенцию органов Великобритании, России и Кипра, хотя это предусмотрено Договором к Энергетической хартии. В частности, речь шла о признании налогов экспроприацией.
Министерство финансов раскритиковало попытку дать гипотетическую оценку стоимости ЮКОСа спустя десять лет после якобы имевшей место экспроприации.
В сообщении ведомства подчеркивается, что Международный арбитраж в Гааге не обладал юрисдикцией для рассмотрения таких вопросов, так как Россия не ратифицировала Договор к Энергетической хартии, в нарушении которого страну признали виновной. Россия, как утверждает Минфин, ни в одном из свыше 50 соглашений о защите капиталовложений не соглашалась на третейское разбирательство до его ратификации.
Минфин заявил, что Россия намерена оспаривать решение арбитража в судах Нидерландов, где «ожидает добиться справедливого результата».
Как пояснил ИТАР-ТАСС замминистра финансов Сергей Сторчак, Москва будет настаивать на аннулировании вердикта арбитража. «Это будет процедура аннулирования, оспаривания [решения суда] с целью аннулирования», - сказал чиновник.
О том, что Москва намерена продолжать судебные разбирательства с бывшими владельцами ЮКОСа, в понедельник утром заявил и глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров.
«Российская сторона и те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, безусловно, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции», - сказал министр (цитата по РИА Новости).
Судебный процесс Group Menatep Limited, бенефициарами которой являются бывший совладелец ЮКОС Леонид Невзлин, Владимир Дубов и другие, против России по делу ЮКОСа начался в 2005 году. Истцы утверждали, что государство использовало налоговые претензии к ЮКОСу, чтобы национализировать компанию. Доказательством этого истцы считают покупку ключевого актива ЮКОСа - «Юганскнефтегаза» - государственной «Роснефтью». В итоге арбитраж встал на сторону истцов.
Ответчик пытался сначала оспорить само проведение арбитража в Гааге, а затем пытался доказать законность налоговых претензий к нефтяной компании.
Первоначальные требования GML к России составляли $114 млрд.
После вынесения вердикта арбитража бывший главный акционер компании Михаил Ходорковский и Невзлин выступили с заявлениями, в которых они приветствовали решение третейского суда в Гааге.
Глава GML Тим Осборн предупредил, что в случае невыплаты Россией $50 млрд его компания начнет преследовать российские активы по всему миру. Целью станет коммерческая собственность государства.
Александр Ратников