Международный арбитраж в Гааге опубликовал вердикт по делу ЮКОСа
Истцом выступила компания Group Menatep Limited, представляющая интересы Леонида Невзлина и Владимира Дубова. GML первоначально настаивала на компенсации в $114 млрд.
Арбитраж постановил, что в деле ЮКОСа Россия нарушила Энергетическую хартию и де-факто экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев. Истцы утверждали, что государство получило прямую выгоду от банкротства ЮКОСа, так как ключевой актив компании – «Юганснефтегаз» - перешел под контроль государственной «Роснефти».
Как следует из материалов суда, показания истцов в деле изложены на 424 страницах. Они сопровождаются 1045 документами, а также показаниями 12 свидетелей. Показания ответчика представлены на 787 страницах. Кроме того, ответчик приложил 2868 документов и 8 показаний свидетелей.
Ответные показания истца занимают 474 страницы. К ним приложено свыше 60 документов. Вторичное возражение ответчика изложено на 819 страницах. К ним приложены свыше 1700 различных документов и показания семи свидетелей. После слушаний истец и ответчик предоставили краткое изложение своих позиций, которые заняли свыше 100 страниц каждое.
Во время слушаний по существу на стороне ЮКОСа и GML свидетельствовали восемь человек, включая бенефициаров GML Леонида Невзлина и Владимира Дубова, а также бывшего советника президента РФ Андрея Илларионова. Российская Федерация, как говорится в решении суда, не представила "показаний фактических свидетелей" дела ЮКОСа, предоставив вместо этого 11 экспертных заключений. Перекрестному допросу со стороны РФ подверглись только два свидетеля: профессор финансов Лондонской школы бизнеса Джеймс Доу и партнер Herbert Smith LLP и глава налоговой практики этой фирмы в Москве Олег Коннов.
Решение Международного арбитража в Гааге стало итогом судебного процесса, который продолжался почти десять лет. Он начался в 2005г. – в том же году Михаил Ходорковский был осужден за мошенничество (бизнесмен был арестован в 2003г.). В 2005г. Ходорковский продал свою долю в ЮКОСе компании GML, которая таким образом получила контроль над 70,5% нефтяной компании.
Как отмечает в номере от 28 июля «Коммерсантъ», разбирательства в арбитраже можно разделить на два этапа. До 2009г. Россия пыталась доказать, что арбитраж не может рассматривать иск GML, а также настаивала на отсутствии нарушений Энергетической хартии, подписанной, но не ратифицированной РФ в 1994г. В том случае, если арбитраж согласился с доводами российской стороны, претензии GML должны были рассматриваться в судах России.
В 2009г. арбитраж начал рассмотрение иска «по существу», все же согласившись с тем, что Россия обязана применять Энергетическую хартию. На этом этапе следствия суд встал на сторону истцов, которые утверждали, что с помощью избирательного правосудия государство намеревалось отобрать ЮКОС у его законных владельцев. ЮКОС как независимая нефтяная компания просуществовал с 1993 по 2007 год. Процесс против компании начался в 2003 году по итогам внеплановой налоговой проверки.
Несмотря на решение Международного арбитража в Гааге в пользу GML, опрошенные РБК эксперты скептически оценили перспективы компании получить у России эти средства.
Решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге по делу ЮКОСа присудить истцам $50 млрд стало крупнейшим в истории суда, сказал РБК профессор кафедры международного права МГИМО, адвокат Дмитрий Лабин. По его словам, до этого своеобразный рекорд по компенсациям принадлежал Эквадору, которого обязали выплатить инвесторам из США $1 млрд 200 тыс.
Лабин добавил, что исполнение вердикта арбитража может столкнуться со множеством юридических сложностей. В частности, Россия не участвует в международных конвенциях, которые могли бы обязать Москву выплатить истцам требуемую ими сумму. Например, речь идет о Вашингтонской конвенции 1965 года. Она предусматривает возможность взыскания средств с государств, которые подписали эту конвенцию.
Как отметил эксперт, если ответчик добровольно не согласится на выплаты, истец может обращаться в национальные суды различных стран. GML придется доказывать свои права на собственность РФ. При этом для того, чтобы отсудить у России какие-либо активы, необходимо доказать, что они используются в коммерческой деятельности. Отчуждать собственность государства, которая используется для публичных нужд, запрещено. Кроме того, нельзя арестовывать счета, используемые для сбора платежей и налогов.
Если GML захочет арестовать имущество России на территории страны, то компания должна обратиться уже в российский арбитраж. Правда, по словам Лабина, шансы на успех у такого иска минимальные.
Эксперт подчеркнул, что решение международного арбитража может быть оспорено в суде того государства, на территории которого он расположен, то есть, в данном случае, в Нидерландах. Основанием для оспаривания вердикта может стать нарушение публичного порядка слушаний в арбитраже.
Получение денег с России может затянуться на годы, считает бывший глава правового управления НК “Юкос” и “Юкос-Москва” Дмитрий Гололобов. “Россия откажется платить в соответствии с постановлением суда, а арест российских активов за рубежом – это сложная задача, заявил он Bloomberg. “У России есть деньги, чтобы нанимать лучших международных адвокатов, и она не сдастся без борьбы”, – говорит Гололобов. “И поэтому “дело “Юкоса” может длиться еще десять лет”, – добавляет он.
В отчете Счетной палаты сказано, что на начало сентября 2012 года в Реестре, функции собственника которого осуществляет Управление делами Президента РФ, содержатся сведения о 973 зарубежных объектах федерального недвижимого имущества (166 земельных участков общей площадью 661 937,23 кв. м, а также 807 зданий, помещений, сооружений общей площадью 561 177,08 кв. м), общая балансовая стоимость которых составила 7 957 531,2 тыс. рублей.
Реакция на решение Международного арбитража в Гааге
Тим Осборн, управляющий директор GML
Управляющий директор компании GML Тим Осборн, выигравший иск против России в Третейском суде в Гааге по делу ЮКОСА, остался доволен вынесенным вердиктом. Он назвал его «очень выгодным» и добавил, что компенсация $50 млрд, которую по решению суда Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа, стала «наибольшей из когда-либо назначенных». Истец, в качестве которого выступала GML, оценивал свои потери от банкротства ЮКОСа в $114 млрд. Официально суд должен был объявить свой вердикт в понедельник, 28 июля. Однако еще в ночь на понедельник газета «Коммерсантъ» сообщила о содержании приговора, а чуть позже источник агентства Reuters заявил, что в воскресенье стороны уже получили на руки 500-страничный вердикт, однако договорились не комментировать его содержание до официального оглашения.
Михаил Ходорковский
Вскоре после публикации вердикта Международного арбитражного суда в Гааге на сайте Михаила Ходорковского, бывшего главного акционера ЮКОСа, было опубликовано заявление бизнесмена:
С удовлетворением воспринял решение Международного арбитражного суда.Это первый независимый суд, который изучил дело ЮКОСа во всей полноте, с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей. Выводы предсказуемы для каждого неангажированного наблюдателя позорных басманных судилищ: дело ЮКОСА от начала и до конца есть неприкрытое разграбление успешной компании окологосударственной мафией. Прекрасно, что акционеры компании получают шанс на компенсацию своих убытков.Печально, что эта компенсация пойдет из кармана государства, а не из карманов околовластных мафиози и путинских олигархов. Одновременно подтверждаю, что не являюсь стороной в этом судебном процессе и не претендую ни на какие-либо личные финансовые выгоды от его результатов.
Леонид Невзлин, один из совладельцев ЮКОСа
«Я очень доволен решением Международного суда в Гааге, который признал за Россией нарушение международного права и назвал экспроприацию ЮКОСа незаконной", - сказал бизнесмен Reuters.
"Конечно, я удовлетворен. Я, конечно, не ожидал, что Group Menatep Limited выиграет полную сумму, но и не ожидал, что такую большую, то есть, это как бы некий подарок. GML требовала возмещения 114 млрд долларов, но суд оценил потери примерно в 50 млрд долларов", - сказал Невзлин (цитата по ИТАР-ТАСС). "Я не акционер Group Menatep Limited, я бенефициар фракций, которым принадлежит GML, один из основных. Исходя из этой позиции, чтобы не было двойного толкования, я, естественно, приветствую решение суда в Гааге", - добавил он (цитата по ИТАР-ТАСС).
«Роснефть»
«Роснефть» не являлась стороной, не участвовала в указанных спорах и не является ответчиком по опубликованным решениям. «Роснефть» полагает, что все ее сделки по приобретению бывших активов ЮКОСа, а также все иные ее действия в отношении ЮКОСа были полностью правомерными и совершены в соответствии с применимым законодательством. «Роснефть» не считает, что к компании могут быть предъявлены какие-либо требования в связи с опубликованными решениями или что указанные решения могут негативно отразиться на коммерческой деятельности или активах компании», - говорится в заявлении «Роснефти».
По состоянию на 13:10 мск на Московской бирже обыкновенные акции "Роснефти" подешевели на 1,51% - до 217,30 руб. за одну акцию. На Лондонской бирже GDR "Роснефти" опустились на 2,57%.
$50 млрд – это:
- около 13% доходов российского бюджета за 2014г.
- 75% капитализации “Роснефти”
- около 3-х состояний основателя USM Holdings Алишера Усманова, самого богатого российского предпринимателя, по версии Bloomberg
- в 1,2 раза больше, чем было потрачено на Олимпиаду в Сочи
- 4 годовые инвестпрограммы РЖД
- 58,2 млн средних зарплат россиян
- 162 млн ежемесячных пенсий
- 14 000 танков T-90
МИД России
Комментируя решение арбитража, министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал предпринять все возможные юридические меры для защиты прав России.
«Российская сторона и те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, безусловно, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции», - сказал глава МИД (цитата по РИА Новости)
Александр Ратников, Иван Ткачев, Елизавета Добкина