«Нормандская четверка» встретилась без Путина
В Берлине в понедельник прошли переговоры президента Украины Петра Порошенко с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Порошенко приехал в столицу Германии из Киева, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю Дня независимости Украины. Задача переговоров — обсудить дальнейшее исполнение минских соглашений, безальтернативность которых накануне переговоров признали все стороны конфликта и посредники. Договоренность о встрече была достигнута на прошлой неделе, когда на юго-востоке Украины резко активизировались боевые действия, а политики и эксперты заговорили о крахе минского процесса.
Как сообщила Меркель по итогам переговоров, Порошенко был приглашен для того, чтобы изложить украинское видение ситуации. Трое участников встречи вместе с российским президентом Владимиром Путиным формируют «нормандскую четверку». Ранее Меркель и Олланд проводили телефонные переговоры с Путиным без участия украинского лидера.
Лучше с Минском
«Слишком многое стоит на кону — вопрос войны и мира и действующая система безопасности в Европе», — заявил министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер. Порошенко в понедельник тоже назвал минские соглашения «безальтернативными». Такую же позицию занимают министр иностранных дел России Сергей Лавров и представители ДНР и ЛНР, полагая при этом, что нарушает договоренности как раз украинская сторона.
Лавров выразил в понедельник надежду, что Меркель и Олланд будут добиваться, чтобы «Украина выполнила все, о чем договаривались, в полном объеме и в той последовательности, о которой договаривались». А представитель ДНР Денис Пушилин пригрозил, что если западным лидерам не удастся убедить Порошенко вернуться к реализации минских договоренностей, «Донбасс ждут новые разрушения и жертвы, а Украину — новые котлы» (цитата по Донецкому агентству новостей). Порошенко также говорит о необходимости полного выполнения договоренностей. Однако текст договоренностей, замечает эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин, оставляет возможности для разночтений.
Военная часть соглашений выполнена частично: активно наступать и обороняться перестали, но полного прекращения боевых действий нет, отвод тяжелой военной техники выполнен с нарушениями, а обмен военнопленными всех на всех не выполнен, подводит промежуточный итог замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Экономическая часть мер не выполнена, по его словам, полностью: к восстановлению инфраструктуры на территории самопровозглашенных республик и возобновлению работы там украинских банков Киев даже не приступал. В политической части формально выполнены определенные пункты — большой уступкой со стороны Порошенко может считаться внесение поправок в проект Конституции, подразумевающих особый статус районов под контролем повстанцев, согласен Гущин.
«Худой мир лучше войны, и это подтверждает статистика. В этом на сегодняшний день одна из главных гуманитарных заслуг Минска», — объясняет РБК значимость соглашений собеседник, близкий к руководству ЛНР и ДНР. Он напоминает, что были созданы рабочие подгруппы Минской контактной группы — по безопасности, политике, экономике и гуманитарным вопросам, в которых идут активные переговоры. Также продолжает работать мониторинговая миссия ОБСЕ, было отведено тяжелое вооружение калибром более 150 мм. При этом украинская сторона и повстанцы постоянно обвиняют друг друга в возвращении отведенной техники на позиции.
Политика под вопросом
Основные претензии республик и Москвы — к исполнению политического пакета договоренностей. Согласно комплексу мер, Киев должен до конца 2015 года принять новую Конституцию, ключевым моментом которой должна стать децентрализация (мнение «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» должно быть при этом учтено), а также наделение этих районов постоянным особым статусом. Об этом пункте напомнил в понедельник Лавров: все этнические группы в стране должны чувствовать себя защищенными в плане своих культурных прав и ценностей, а «та самая децентрализация, о которой столько говорилось» должна на деле обеспечивать «право пользования родным языком, какие-то экономические преимущества».
Порошенко в понедельник выразил надежду, что парламент Украины в конце августа в первом чтении одобрит проект изменений Конституции. Но поправки не устраивают Москву и сепаратистские столицы: постулат о том, что отдельные районы мятежных областей управляются особым порядком, который прописан специальным законом, был перенесен в переходные положения Конституции.
Постоянный особый статус Донбасса должен быть предусмотрен в основном теле Конституции, говорит собеседник РБК, близкий к руководству повстанцев. В ней также должно быть прописано и то, что Киев обещал повстанцам по итогам переговоров: освобождение от наказания участников событий в Донбассе, право на языковое самоопределение, назначение на прокурорские и судейские должности с учетом мнения местной власти, а также некоторые права экономической, социальной и культурной автономии.
Другой пункт соглашений, закон об особом статусе, также не устраивает повстанцев. Парламент Украины принял его в марте, однако увязал его исполнение с проведением местных выборов на неконтролируемых правительством территориях. В ДНР и ЛНР считают это нарушением минского плана. Повстанцы утверждают, что готовы провести выборы по украинским законам и под наблюдением ОБСЕ, но для этого Киев должен остановить военную операцию, объявить амнистию и провести обмен пленными, от чего Порошенко отказывается, говорит собеседник РБК. «Логика украинских переговорщиков преступно проста — сперва республики предоставляют силам ВСУ контроль над границей, потом ВСУ и СБУ зачищают регион от «сепаратистов» и после этого уже проводят выборы. А там уже можно забыть и об особом статусе, и о децентрализации Украины», — утверждает он. Пока что ЛНР и ДНР объявили местные выборы в одностороннем порядке, что нарушением соглашений считает уже Киев.
Минские соглашения — это компромисс Евросоюза и России при участии Порошенко, говорит Жарихин. По его словам, их выполнение невыгодно украинскому лидеру, так как они ставят крест на перспективах интеграции с ЕС и НАТО — интегрировавшая в себя Донбасс на минских условиях Украина не сможет вступить в эти структуры.
России важно, чтобы украинская Конституция давала региону право влиять на внешнюю и внутреннюю политику Украины, это бы привело к закреплению ее внеблокового статуса, говорит Гущин. Но это неприемлемо для Порошенко и его команды, отмечает он, поэтому на данном этапе минский процесс сыграл роль в ликвидации масштабных военных действий, но ожидать от него политического прорыва не приходится.
Россия как посредник на постсоветском пространстве
Конфликт между Молдавией и Приднестровьем
Россия оказалась посредником в молдавско-приднестровском конфликте во многом из-за того, что в Тирасполе была расквартирована 14-я гвардейская общевойсковая армия ВС СССР, которой тогда командовал генерал Александр Лебедь. Всего через два месяца боев, 21 июля 1992 года, в Москве между президентами России и Молдавии Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром и в присутствии лидера Приднестровья Игоря Смирнова были подписаны соглашения «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». С тех пор безопасность в регионе обеспечивают Совместные миротворческие силы, созданные Молдавией, Приднестровьем и Россией при участии военных наблюдателей из Украины. Урегулирования — вхождение региона в состав обновленной федеративной Молдавии — почти удалось добиться в 2003 году, когда Москва предложила так называемый план Козака, но эта попытка сорвалась, когда предложение было отвергнуто молдавским президентом-коммунистом Владимиром Ворониным. После ухода коммунистов от власти в Молдавии в 2009 году в Кишиневе все чаще стали говорить о том, что миротворческий контингент, почти полностью состоящий из российских военнослужащих, представляет угрозу национальной безопасности.
Конфликт между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом
Конфликт между Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и населенной преимущественно армянами Нагорно-Карабахской автономией — c другой, начался еще при существовании СССР — примирить их пытался президент Михаил Горбачев. Перемирие между сторонами было подписано в мае 1994 года в Бишкеке — при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской ассамблеи СНГ, — но в дальнейшем поиски путей урегулирования проходили под эгидой ОБСЕ (Армения и Азербайджан стали членами этой организации в 1992 году). Три года спустя в ОБСЕ была создана Минская группа посредников, сопредседателями которой стали Россия, США и Франция — их усилия оказались бесплодны. На протяжении всех постсоветских лет Армения держалась пророссийского курса, пойдя на военную интеграцию внутри СНГ — вступив в Организацию договора коллективной безопасности и сохранив на своей территории российскую военную базу в Гюмри.
Грузино-абхазский конфликт
Закончившийся в 1993 году вооруженный конфликт между абхазской автономией и центральными властями в Тбилиси был заморожен на следующие 15 лет во многом благодаря усилиям России. В 1994 году в Москве было подписано перемирие между сторонами, а коллективные силы СНГ по поддержанию мира были укомплектованы исключительно российскими войсками. Дипломатические усилия, однако, были сосредоточены в Женеве, где переговорный процесс шел с участием как России, так и ОБСЕ и группы друзей генерального секретаря ООН (Великобритания, Германия, Россия, США и Франция). С 1993 года в регионе работала и Миссия ООН по наблюдению в Грузии. Эти форматы были свернуты после российско-грузинской войны 2008 года: тогда Россия ввела войска в Грузию, обвинив президента Михаила Саакашвили в развязывании военных действий в другой самопровозглашенной республике — Южной Осетии. Сейчас в Абхазии, независимость которой после войны признала Москва, размещен значительный контингент российских военнослужащих и пограничников.
Конфликт между Грузией и Южной Осетией
Острая фаза грузино-югоосетинского конфликта завершилась в июне 1992 года после подписания в Сочи соглашения между президентом России Борисом Ельциным и председателем Госсовета Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Москва обязывалась вывести из Южной Осетии остававшиеся там с советских времен инженерный и вертолетный полки, а Тбилиси — прекратить боевые действия и согласиться на создание смешанной контрольной комиссии и ее миротворческого подразделения — смешанных сил по поддержанию мира. Костяк их, как и в Абхазии, составили российские военные. Одновременно в Цхинвали размещалась миссия ОБСЕ. В 2008 году замороженный конфликт обострился настолько, что после серии провокаций с югоосетинской стороны грузинская армия начала обстрел Цхинвали, в ответ на что 8 августа того же года Россия вторглась на территорию Грузии, сославшись на необходимость отражения угрозы своим миротворцам и гражданам (большинство жителей республики к тому времени имели российские паспорта).
Война продлилась пять дней, закончившись поражением Грузии и признанием Россией независимости обеих самопровозглашенных республик. В Южной Осетии была размещена 4-я гвардейская военная база ВС РФ численностью до 4 тыс. человек.