Глава Южной Осетии поведал Кремлю о «вековой мечте югоосетинского народа»
Президент Южной Осетии Леонид Тибилов во время встречи с помощником президента России Владиславом Сурковым допустил возможность проведения референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в состав России.
«Сегодняшние политические реалии таковы, что мы можем сделать свой исторический выбор. Должны воссоединиться с братской Россией и на долгие века обеспечить безопасность и процветание Южной Осетии и ее народа», — приводит слова Тибилова Интерфакс.
По словам главы Южной Осетии, присоединение к России «является вековой мечтой югоосетинского народа, который выстрадал эту идею на протяжении двух столетий противостояния грузинскому шовинизму и фашизму».
Тибилов напомнил, что в 1992 году жители Южной Осетии согласились с решением Верховного совета республики от 1 сентября 1991 года о «воссоединении с Россией», но в 2006 году высказались за сохранение статуса Южной Осетии как независимого государства. Идеей референдума 2006 года была независимость от Грузии, но с правовой точки зрения результаты этого референдума нивелируют результаты референдума 1992 года, отметил Тибилов.
Поэтому, по его словам, «необходимо обязательно проведение нового референдума по вопросу вхождения в состав Российской Федерации».
При этом президент Южной Осетии отметил, что к организации референдума намерен привлечь лидеров политических партий и общественных организаций, а все шаги по реализации результатов референдума будут осуществляться только по согласованию с российской стороной. «Референдум, в положительном исходе которого я не сомневаюсь, позволит сплотить наш народ, приведет к обновлению и оживлению всех положительных процессов в обществе», — заключил Тибилов.
Тибилов уже несколько раз выступал с подобными заявлениями, однако сейчас геополитическая ситуация изменилась, считает эксперт института мировой экономики международных отношений РАН Александр Крылов. «Роль России на международной арене резко возросла. В частности, повлиял крымский прецедент и ситуация в Сирии», — отмечает он. Поэтому сейчас у идеи присоединения Южной Осетии к России есть гораздо больше шансов на практическое воплощение, чем это было еще совсем недавно, уверен Крылов.
Однако говорить о том, что Южная Осетия проведет референдум и в скором времени присоединится к России, пока рано, считает политолог — многое зависит от реакции международного сообщества.
Очевидно, что сегодня полной готовности у обеих сторон к окончательному решению данного вопроса не существует, говорит директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Возможно, после нормативного оформления сегодняшней инициативы будет венсена ясность в то, какие у нее могут быть перспективы, отмечает Чеснаков.
Президент Южной Осетии уже не раз высказывался за присоединение к России. Однако в последнее время он заявлял, что руководство республики «очень аккуратно» подходит к этому вопросу и исходит из того, что действия югоосетинских властей «не должны навредить интересам России в это сложное время, когда геополитическая ситуация очень непростая».
При этом в июле 2013 года Тибилов не исключал возможности объединения Северной и Южной Осетии в составе России: «Если это произойдет в мою бытность президентом, то я буду считать, что выполнил ту миссию, которая возложена на президента в данный момент» — заявлял Тибилов. В то же самое время он указывал на то, что Южная Осетия — независимое государство.
На тесной интеграции с Россией также настаивает спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов. В январе 2015 года он выступал с требованием переработать уже готовый проект договора с Россией о союзничестве и интеграции (был подписан в марте 2015 года), поскольку прописанные в нем параметры сотрудничества не отвечают долгосрочным интересам республики, которая должна стремиться к «максимальной интеграции» с северным соседом.