Reuters узнал о готовности «Газпрома» пойти на уступки в споре с ЕС
Вероятная уступка
«Газпром» рассматривает ряд возможных уступок, на которые он может пойти для разрешения спора с Еврокомиссией. Один из сотрудников «Газпрома», пожелавший остаться анонимным, рассказал агентству Reuters, что уступкой может стать, например, включение спотовой цены на газ в большее число контрактов.
Ценообразование в большинстве контрактов «Газпрома» исторически содержит привязку к нефти — и это является одной из претензий со стороны Еврокомиссии, переход на спотовые (рыночные) цены позволил бы не только снизить стоимость, но и «выровнять» ее для различных стран ЕС. На конец 2014 года лишь около 16% контрактов «Газпрома» были основаны на спотовой цене на газ, утверждает Reuters.
Еврокомиссия предъявила «Газпрому» так называемое уведомление о претензиях 22 апреля. В ходе трехлетнего расследования комиссия пришла к выводу, что «Газпром» нарушает антимонопольные правила ЕС, сознательно разъединяя газовые рынки Центральной и Восточной Европы. Обвинения касаются деятельности компании в восьми странах — Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии.
«Газпром» неоднократно заявлял, что с обвинениями Еврокомиссии не согласен, но, по словам источников Reuters, готов пойти на уступки, чтобы избежать длительного судебного разбирательства и многомиллиардных штрафов: они, по оценкам аналитиков Sberbank CIB и «ВТБ Капитала», могут находиться в диапазоне $1–3,8 млрд.
Рейтинговое агентство Fitch в конце апреля отметило, что обвинения в адрес «Газпрома» могут ускорить переход к рыночному ценообразованию в восточноевропейских странах. Сейчас по спотовым ценам на газ работают компании в странах Северо-Западной Европы: там доминирует привязка к стоимости сырья на торговых площадках, например голландской Dutch TTF, и газовые цены в итоге оказываются ниже, чем те, которые зависят от динамики цен на нефтепродукты.
Пока неясно, насколько негативным может оказаться переход к рыночному ценообразования для «Газпрома», писали аналитики Fitch.
«Не штраф, а поощрение»
После предъявления претензий у «Газпрома» есть 12 недель, чтобы ответить на них. По данным источников Reuters, компания может попросить Еврокомиссию продлить срок, в рамках которого она может доказывать свою невиновность.
По словам источника агентства, «Газпром» и так уже пошел на некоторые уступки, введя более конкурентное ценообразование в ряде европейских стран и продав ряд активов по требованию европейских регуляторов. Источник, близкий к «Газпрому», также говорил РБК, что сейчас де-факто не действует правило, запрещающее импортерам реэкспортировать российский газ — этот запрет также не нравился Еврокомиссии. Даже если такие ограничения есть в контрактах, концерн не штрафует за такие нарушения, если речь идет о физическом реверсе, говорил он.
Заместитель предправления «Газпрома» Александр Медведев в ходе пресс-конференции 29 апреля и вовсе заявил, что компании «нужен не штраф, а поощрение». «На европейском рынке «Газпром» с партнером BASF [«Газпром» сотрудничает с дочкой химического концерна — нефтегазовой Wintershall] создал конкуренцию, когда ее и видно не было. Надеюсь, это будет учтено в ходе разбирательства», — пояснил свою позицию Медведев.
Могут сравняться
Спотовая стоимость газа стала ниже той, что привязана к нефтяным ценам, после финансового кризиса 2008 года, отмечают аналитики Platts. В числе основных причин — слабый спрос на газ в Европе из-за рецессии и «сланцевый бум» в США. Тогда нефть в отличие от газа оправилась от кризиса относительно быстро: продавцы смогли переориентироваться на более предпочтительные рынки Азии, в основном китайский и индийский.
Но теперь не исключено новое снижение нефтяных котировок, из-за этого цены на газ по контрактам «с нефтяной привязкой» могут сравняться со спотовыми. Выравнивание происходит с задержкой, поскольку традиционно газовые контракты используют цены на нефть с лагом в шесть—девять месяцев.