Саммиты в Уфе: каких союзников собирает Владимир Путин
«Важнейшие внешнеполитические мероприятия»
С 8 по 10 июля в Уфе пройдут саммиты БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это «два важнейших внешнеполитических мероприятия», сообщил журналистам на брифинге помощник президента России Юрий Ушаков. БРИКС и ШОС, по его словам, «оказывают стабилизирующее воздействие на международные отношения» и «действуют в интересах позитивных тенденций в мировых и региональных делах, опираясь на международное право и центральную роль ООН».
Председательствовать на саммитах будет президент России Владимир Путин. Первые два дня будут посвящены саммиту лидеров стран БРИКС, а 10 июля встретятся участники Шанхайской организации сотрудничества — Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Помимо работы на заседаниях саммита президент Путин проведет одиннадцать двусторонних встреч.
Первой 8 июля заявлена встреча Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, вторая в этом году, за ней — переговоры с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, первые в этом году. Он также встретится по отдельности с лидерами и других стран БРИКС, президентами ЮАР и Бразилии Джейкобом Зумой и Дилмой Русефф.
На саммите ШОС будет запущена процедура включения в организацию двух новых членов — Индии и Пакистана. Путин проведет с премьером Пакистана Навазом Шарифом отдельную встречу. Также состоятся его переговоры с президентом Афганистана Ашрафом Гани. Запланированы переговоры и с президентом Ирана Хасаном Рухани. Руководители Ирана регулярно участвуют в саммитах ШОС, хотя Исламская Республика и не является членом организации. В этот раз встреча Путина и Рухани пройдет сразу после завершения очередного раунда переговоров по иранской ядерной программе в Вене.
Встретится Путин и с лидерами ШОС — президентами Таджикистана, Узбекистана и Казахстана Эмомали Рахмоном, Исламом Каримовым и Нурсултаном Назарбаевым. Пройдет встреча и в апробированном на предыдущем саммите ШОС в Душанбе трехстороннем формате Россия — Китай — Монголия: в Уфе ждут и президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа.
С определенными допущениями Уфу в эти дни можно будет назвать «столицей движения неприсоединения», говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Однако партнеры России по этим саммитам хоть и не блокируются с Западом по многим вопросам, не готовы выступать фрондой против него. Эти страны не заинтересованы в том, чтобы их втягивали в антизападный дискурс, хотя и готовы с пониманием относиться к позиции Москвы и не присоединяться к антироссийским санкциям, обращает внимание Лукьянов.
Для России удачно совпало, что саммиты по важным для нее внешнеполитическим проектам проходят в это время, говорит Александр Габуев, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги. Первое направление — условный проект «Евразия». Россия больше не стремится создавать с Евросоюзом единое пространство от Владивостока до Лиссабона, взамен этого вместе с Китаем она стремится создать гигантское пространство, интегрируя Евразийский экономический союз и китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути», говорит Габуев. Второе направление, над которым работает Москва, — создание более широкого блока государств, которые готовы реформировать существующую архитектуру безопасности, не рассчитывая на сотрудничество западных стран, объясняет эксперт. Эта риторика присутствует довольно давно, но на фоне Украины и санкций приобретает дополнительный накал, указывает Габуев.
ШОС: «шестерка» станет «восьмеркой»
Как сообщил на брифинге в Москве Ушаков, вступление в ШОС Индии и Пакистана станет показателем эффективности организации. ШОС расширяется впервые за 14 лет, напоминает эксперт Леонид Гусев. Однако делает это за счет стран, между которыми с 1947 года было три вооруженных конфликта и отношения до сих пор напряжены. В частности, в прессе Пакистана и Индии в последние недели активно обсуждалось, состоится ли встреча Моди и Шарифа в Уфе. В понедельник СМИ со ссылкой на источники сообщили, что встреча состоится. «Вовлеченность этих двух стран в ШОС не только поможет улучшению самой организации, но также будет играть конструктивную роль в установлении дружественных отношений между двумя странами», — объяснил представитель МИД Китая Чэн Гопин в ходе спецбрифинга в понедельник (цитата по РИА Новости).
Со вступлением Индии с населением более миллиарда и почти двухсотмиллионным Пакистаном ШОС становится одной из значимых организаций не только в Евро-Азиатском регионе, но и в мире, говорит Гусев. России, по его словам, важно показать, что, несмотря на санкции, есть механизмы и организации, в которых она полноправно присутствует и которые динамично развиваются.
При создании ШОС ставились две задачи — борьба с угрозами безопасности и экономическое сотрудничество, включение Индии и Пакистана может снизить напряженность между ними и улучшить противодействие угрозам как из Афганистана, так и из не подконтрольных властям районов Пакистана, где много лет активно присутствует «Талибан», говорит Гусев. Расширение повышает статус ШОС, но вряд ли улучшит функциональность организации, говорит Габуев. Он напоминает, что в последние годы буксирует экономическое взаимодействие внутри блока — Россия торпедировала создание Банка развития ШОС и свободной экономической зоны, что в определенной степени вынудило Китай создать свой проект «Шелкового пути». Есть вопросы и к измерению безопасности: на изменение двойственного подхода Пакистана к проблеме «Талибана» рассчитывать вряд ли приходится, повлиять на отношения не удается и США, отмечает Габуев.
БРИКС: инструменты стабильности
Участники всех мероприятий по линии БРИКС в этом году неоднократно подчеркивали, что на пять стран — членов группы приходится 30% мирового ВВП, треть земной суши и 40% населения мира. В центре обсуждения «пятерки» в Уфе, по словам Ушакова, будет реформирование Международного валютного фонда, повышение эффективности БРИКС в работе с «двадцаткой», работа нового Банка развития и пула условных валютных резервов.
Создание этих институтов страны утвердили на предыдущем саммите в Бразилии. Россия, по словам Ушакова, считает, что эти механизмы послужат укреплению устойчивости мировой финансово-экономической системы. «Это не противовес и не альтернатива МВФ или Всемирному банку, а дополнительный инструмент для решения общих задач», — заверил он.
Капитал банка должен составить $100 млрд, пул резервных валют — еще $100 млрд. «Так появляются механизмы, которые могут стабилизировать национальные рынки капитала», — указал Ушаков. Российская сторона, по его словам, предложила обсудить на саммите «дорожную карту» инвестиционного сотрудничества. В ее проекте содержится порядка 50 бизнес-предложений.
По инициативе России на саммите БРИКС состоится встреча лидеров «пятерки» с лидерами Евразийского экономического союза и ШОС.