Российским банкам будет хуже всех в БРИКС
Проанализировав основные источники риска и последние финансовые показатели банков из крупнейших развивающихся стран, аналитики S&P пришли к выводу, что банковский бизнес в России столкнется с большим количеством вызовов, чем банки в Индии, Китае, Бразилии, ЮАР, Мексике и Турции.
Российская экономика страдает в первую очередь от санкций, ограничивающих доступ госбанков к западным рынкам капитала. Тем временем в остальных странах, проанализированных аналитиками S&P, экономическая ситуация в разной степени улучшается либо остается стабильной.
«В большинстве развивающих стран сейчас устойчивый экономический рост, который поддерживается ростом кредитования, и ситуация у банков в этих странах гораздо лучше, чем у нас. У всех развивающихся стран есть свои внутренние проблемы, но России к тому же пришлось столкнуться с двумя очень серьезными внешними финансовыми шоками: падением цен на нефть и западными санкциями. Конечно, нашим банкам в ближайшее время придется тяжело», – говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.
Как у нас
Западные санкции, ограничившие доступ к рынкам капитала США и ЕС, непосредственно повлияли на 50% активов российских банков, но прямое влияние – не самое страшное, с чем столкнутся российские банки. У них есть достаточно ликвидности для рефинансирования международного долга, хотя фондирование уже стало более дорогим и менее доступным. Важнее косвенное влияние, которое имеет долгосрочный эффект: разрушение уверенности инвесторов, общее восприятие рисков российских банков как более высоких и возможное увеличение оттока капитала в условиях слабо растущей экономики. Все это может причинить финансовому сектору больше вреда, чем прямые ограничения, говорится в обзоре S&P.
Значительную часть ликвидности банки получают от корпоративных клиентов, часть депозитов которых они могут потерять со временем, учитывая, что крупнейшие компании также оказались отрезаны от западных рынков капитала. Объем депозитов физлиц также не увеличивается: слабеющий рубль толкает население к покупкам, а не к сбережениям. В этих условиях растет зависимость банков от ЦБ, фондирование от которого уже составляет 10% пассивов (на пике кризиса 2009 года – 13%), и аналитики не видят признаков того, что ситуация изменится. Стоимость средств при этом тоже растет вслед за ключевой ставкой, которая с начала года поднялась на 4%.
Вдобавок к рискам, связанным с привлечением фондирования, слабая экономика может привести к росту плохих долгов, что окажет негативное влияние на капитал и прибыльность банков. «Мы сохраняем негативный взгляд на банковскую систему России как в части экономических, так и отраслевых рисков. Почти 70% наших прогнозов по рейтингам российских финансовых институтов также негативны», – говорится в обзоре. Рейтинги больших банков будут во многом зависеть от траектории суверенного рейтинга, учитывая высокую долю госсобственности в банковском секторе, тогда как рейтинги средних и маленьких банков будет отражать, скорее, их способность справляться с растущими сложностями операционной среды.
Как у других
Банки других развивающихся стран тоже сталкиваются с различными проблемами, хоть и не столь масштабными. Лучше всего дела обстоят в Китае, ВВП которого, как считают аналитики S&P, будет расти на 6% в год в следующие два года. Но китайским банкам придется столкнуться со спадом на рынке недвижимости, что может привести к потерям банковского сектора, учитывая значительный объем кредитования этого сегмента.
Китай уже сталкивался с такой проблемой в конце 2011–начале 2012 гг., но тогда с рефинансированием долгов помогли власти. На этот раз ситуация выглядит более мрачно, и аналитики S&P ждут, что в целом процесс будет управляемым, но отдельные банки могут пострадать. Помимо этого, китайским банкам все еще приходится бороться с теневым банковским сектором.
В Индии, где улучшилась политическая обстановка, аналитики ждут роста экономики на 5,5% в 2015 году. Аналитики S&P считают, что новая администрация займется устранением препятствий, мешающих росту: политического паралича, административных препятствий, недостатка энергоснабжения. Действия правительства к тому же наложатся на циклический подъем экономики. Основной проблемой для индийских банков остается ухудшающееся качество активов – проблемные активы составляют 10% от общего объема. Государство уже не раз показывало свою приверженность банкам, вливая в них капитал, но ухудшающееся качество активов продолжит оказывать давление на их кредитоспособность, отмечают в S&P.
Бразильская экономика все еще находится в рецессии, ее рост в следующие несколько лет останется слабым. Развитию банковского сектора будет мешать неопределенность действий правительства после президентских выборов, которые прошли в октябре, неблагоприятное воздействие оказывает экономическая ситуация в Аргентине – одном из основных партнеров. Большие бразильские банки испытывают давление на свою маржу, учитывая снижение процентных ставок. Средние банки страдают от ухудшения показателей малого и среднего бизнеса, который кредитуют, и более высокой стоимости финансирования.
Турецкая экономика может пострадать из-за колебаний в движении капитала. Основная проблема – сильная зависимость от внешних источников финансирования при большом дефиците текущего счета и высоком внешнем долге, значительную часть которого составляют краткосрочные обязательства. Качество активов также сильно зависит от внешних и внутренних шоков.
Мексиканской экономике помогут действия правительства, которое допустило на рынок нефти и газа частных игроков и провело ряд других реформ. Но низкий уровень доходов населения, значительное количество людей, получающих зарплату в конвертах, и относительно слабое верховенство закона ограничивают перспективы роста кредитования. Экономический рост пока остается слабым, а более высокие налоги уменьшают располагаемый доход домохозяйств. Кроме того, на финансовой системе негативно отразилось выявленное недавно мошенничество второго по размерам мексиканского банка – Banco Nacional De Mexico SA.