Закон для неба: как сделать беспилотники безопасными
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — это не будущее, а уже реальность. Наше десятилетие станет периодом внедрения беспилотных летательных аппаратов и беспилотных технологий в повседневную жизнь. Причем беспилотные технологии не остановятся на уровне легких летательных аппаратов, они будут постепенно вытеснять традиционные техники пилотирования из сегмента тяжелых воздушных судов, перевозящих грузы и выполняющих авиационные работы. Затем наступит их очередь возить пассажиров.
Технологическое развитие аппаратов обеспечивают в большей степени частные компании-разработчики. А вот за интеграцию их в народное хозяйство отвечает правительство, федеральные службы, региональные власти, а также органы местного самоуправления. Очевидно, что на данном этапе технологический прогресс существенно опережает правовые основы использования БПЛА. Для ликвидации этого отставания и безопасной интеграции беспилотников в народное хозяйство и нашу жизнь правительством 5 октября 2021 года было выпущено долгожданное распоряжение.
Документом утверждается поэтапный план интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России. Под такой интеграцией следует понимать как процесс совершенствования законодательства, так и внедрение технологий управления полетами с необходимым уровнем безопасности. Вопросы безопасности полетов БПЛА в абсолютном приоритете. Под ними в первую очередь понимается не столько безопасность самих беспилотных летательных аппаратов, сколько безопасность других участников воздушного движения, людей на земле и объектов наземной инфраструктуры.
Несмотря на кажущуюся бесконечность воздушного пространства, во многих его зонах происходит постоянное и интенсивное воздушное движение, а если говорить о полетах на малых высотах, то к этому добавляются и объекты наземной инфраструктуры: высотные здания, линии электропередачи, иные искусственные или естественные препятствия, усложняющие полет любого аппарата. Вопросы обеспечения безопасности встают особенно остро, если речь идет о полетах непосредственно над головами граждан.
По этой причине один из базовых принципов предложенной документом концепции — чем выше риск, тем выше требования. Исходя из этого, например, предлагается установить критерии категорирования беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем, дифференцированные требования к авиационному персоналу и подготовке специалистов, летной годности беспилотников. То же самое касается разработчиков и изготовителей беспилотных систем.
Параллельно с разработкой и внедрением правил полетов БПЛА необходима их оперативная «сверка» с пилотируемыми воздушными судами в едином воздушном пространстве страны. Так, подготовка и допуск «внешних» пилотов (т.е. пилотов вне летательного аппарата) к выполнению полетов должна осуществляться по соответствующим разработанным программам подготовки, включающим тренажерную подготовку (как и у обычных пилотов).
Вместе с решением правовых вопросов, установлением правил использования БПЛА и построением системы контроля необходимо решить множество вопросов, связанных с технологической интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны. Для этого придется создать и сертифицировать системы, позволяющие наблюдать, предупреждать и предотвращать столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами. Это огромный технологический пласт вопросов, от решения которых напрямую будет зависеть безопасность людей.
В качестве одного из инструментов решения вопроса предлагается оснастить беспилотные воздушные суда бортовыми «ответчиками», обеспечивающими передачу идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и параметров движения. Предусмотрено законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам, а также создание и использование базы данных идентификационных номеров БПЛА. Для обеспечения навигации предполагается использование всех существующих глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСC, GPS, а в перспективе Galileo и BeiDou.
Разработка и применение нормативно-технической и нормативно-правовой базы в области использования беспилотной авиации обязательно должны учитывать стандарты и практику Международной организации гражданской авиации ICAO. Согласованные на международном уровне подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство предусматривают поэтапный подход к развитию и внедрению новых технологий в сфере использования воздушного пространства.
Для разработки, тестирования и подтверждения технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство России на первоначальном этапе предусмотрено создание отдельных зон с экспериментальным правовым режимом. Такой подход позволит апробировать предложенные технологические и правовые решения до их внедрения на всей территории страны и тем самым минимизировать риски выявления нерешенных вопросов при их повсеместном использовании. Процесс полной интеграции БПЛА в систему воздушного движения разбит на три этапа и должен быть полностью завершен на всей территории России к 2030 году.
Таким образом, внедрение беспилотников будет происходить шаг за шагом, и шаги эти уже расписаны на десять лет наперед. К слову, буквально за неделю до распоряжения беспилотники отметились сразу в нескольких из 42 инициатив социально-экономического развития. Среди них — «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение» и «Беспилотная аэродоставка грузов». Эти инициативы кабмина обозначили роль беспилотников и в автомобильном, и в морском, и в воздушном транспорте.