Общее прошлое: как князь Владимир воевал в Крыму
Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.
Символ веры
В этом году наша страна как «церковно-государственный праздник» масштабно отмечала 1000-летие со дня кончины князя Владимира, крестителя Руси. Были торжественные приемы, освящение храмов и часовен, многочисленные конференции, фестивали и даже «масштабное шествие св. мощей кн. Владимира по городам Святой Руси».
Российское военно-историческое общество собирается возводить огромный памятник князю в Москве. После скандала место для него перенесли с Воробьевых гор на Боровицкую площадь. Закладной камень был привезен из летописной Корсуни — средневекового Херсона, где великий князь принял крещение. О Херсоне (Корсуни), расположенном на территории современного Севастополя в Крыму, говорилось как о «русском Вифлееме», «колыбели православия», духовном и сакральном центре России.
Мотивы крещения князя понятны: ему было необходимо укрепить только что созданное единое государство, включая свою власть, и придать ему новый международный статус, войти в единую семью христианских народов. В то время еще не было разделения церквей на православную и католическую, существовала единая христианская «кафолическая» церковь. Поэтому выбор был сделан из политических соображений. Перспектива обладать такой же безграничной властью, как византийский император, и образ сказочно богатой по сравнению с западными государствами того времени Византии сыграли, по всей видимости, главную роль в выборе киевского князя.
Однако, открывая школьные и вузовские учебники, читатель обнаруживает разные, зачастую прямо противоположные версии обстоятельств крещения князя, включая место и время. Какой уж там «единый учебник»!
Корсунь или Киев?
Два основных источника дают противоположные ответы. В летописи «Повесть временных лет» сказано, что в 6496 году от сотворения мира, то есть в 988 году по современному летоисчислению, князь Владимир пошел с войском на Корсунь, взял город и там крестился. Другой древнерусский литературный источник — «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха сообщает, что после крещения Владимир прожил 28 лет, на второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий взял Корсунь. Получается, что Владимир крестился в Киеве, то есть в 987 году, и только через два года после этого взял Корсунь. Чему верить?
Обратимся к «Повести временных лет». Исследователи пришли к выводу, что существующий текст является результатом соединения нескольких более ранних произведений, сопровождавшихся многочисленными правками и вставками. Исходными были тексты, условно названные исследователями «Сказание о начале Руси» и «Сказание о русских князьях X века». Последний текст представлял собой рассказ о выборе веры и, видимо, завершался описанием крещения Владимира в Киеве. Однако в дальнейшем текст подвергся нескольким кардинальным изменениям. Это произошло в 70-х и 90-х годах XI века и в начале XII века.
В своде 1070-х годов описание крещения Владимира в Киеве было заменено «корсунской легендой», содержащей описание крещения в Корсуни. Скорее всего, существовал один общий источник, в котором описывалось крещение Владимира в Киеве. Сведения из него отразили «Память и похвала» Иакова Мниха. Параллельно имела хождение «корсунская легенда», вошедшая в конце концов в «Повесть временных лет». Возникает вопрос: почему автор свода 1070-х годов (Никон? ) выбрал как достоверный именно корсунский вариант?
«Корсунская легенда» — сложное переплетение реальных исторических фактов и фольклорной традиции. Важнейшими являются сведения, касающиеся самого города. Они конкретны и подтверждены археологами. К ним относятся, например, указание «и стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города», сообщение о крещении Владимира в церкви, стоящей на месте «посреди града, где торг делают корсуняне», объявление местоположения «Владимировой палаты», которая «стоит с края церкви и до наших дней», и царицыной палаты — «за алтарем».
Кроме того, автору «корсунской легенды» известно, что Владимир поставил церковь в Корсуни на горе, которую корсуняне насыпали посреди града из земли, служившей Владимиру для насыпи во время осады, и церковь эта «стоит и до сего дне». Эти сведения не оставляют сомнения в адекватном отражении топографии византийского Херсона. Следовательно, именно «корсунская легенда» отражает реальную ситуацию захвата города князем Владимиром.
Сопоставление письменных источников, включающих русские, византийские, восточные, с данными археологии дают следующую картину осады Корсуни и крещения Владимира.
В Византии 14 сентября 987 года полководец Варда Фока поднимает мятеж против императора Василия II. Начинается политический кризис, связанный с борьбой за трон. Киевский князь Владимир видит трудности империи, и у него возникает желание разграбить богатый византийский город Корсунь. Флот Владимира появляется под стенами в конце марта 988 года. Осада сопровождалась пожарами, следы которых выявлены при раскопках, и закончилась до 16 декабря 988 года. В захваченном Херсоне Владимир получает просьбу императора Василия II о помощи.
Киевский князь выдвигает ответное требование — жениться на сестре византийских императоров. Но это невозможно без крещения Владимира. Тот не против: оба условия были выполнены. Киевский князь принимает крещение, помогает новому родственнику подавить мятеж и возвращает Херсон Византийской империи: все равно у киевского князя не было ресурсов, чтобы удержать город. Собственно, крещение князя Владимира в Корсуни, видимо, произошло в день Богоявления 6496 года от сотворения мира, что соответствует 7 января 989 года.
Крым наш
Исследования показали, что нет убедительных данных о налаженных торговых, культурных и паломнических связях Киевской Руси с Корсунью ни до, ни после похода туда князя Владимира. Вместе с тем очевиден «корсунский мираж»: слава Корсуни как источника христианства и святынь была на Руси устойчивой. Само слово «корсунский» стало синонимом слов «замечательный», «превосходный», «редкий», «искусный», а имя города стало до известной степени «эпическим», утратив точный географический смысл. Реальную Корсунь (Херсон), существовавшую до середины XV века, на Руси представляли слабо. Это и понятно: центром сакральной топографии христианского мира был Иерусалим — именно туда направлялись потоки русских паломников. Другим центром их притяжения становится Афон.
Концепция «сакральной Корсуни» и «русского Афона» возникает значительно позже — примерно в середине XIX века, во время Крымской войны, и имеет выраженный политический подтекст. К 900-летию крещения Руси в Херсонесе над древним христианским храмом, принятым за место крещения Владимира, был воздвигнут Владимирский собор.
Вот уже более двух веков события, связанные с крещением Владимира, дают поводы как для научных дискуссий, так и для идеологических манипуляций. В начале XXI века Крым в очередной раз стал территорией раздора, а история завоевания Корсуни князем Владимиром вновь стала актуальной.
Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе. Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».