Банк России поддержит попавшие под санкции российские банки
«В связи с объявленными США и Евросоюзом санкциями в отношении ряда российских банков Банк России информирует, что финансовые организации работают в обычном режиме, предоставляя полный набор услуг своим клиентам, включая операции по переводу средств и расчеты с использованием банковских карт. В случае необходимости будут предприняты адекватные меры по поддержке указанных организаций с целью защиты интересов их клиентов, вкладчиков и кредиторов», - говорится в пресс-релизе.
Во вторник, 29 июля, страны Евросоюза согласовали новый пакет экономических санкций против России. В ночь на среду о введении новых санкций в отношении «ключевых секторов российской экономики» объявил и президент США Барак Обама.
В заявлении от имени президента ЕС Хермана Ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу говорится, что этим решением Евросоюз ограничивает доступ к своим рынкам капитала для «российских финансовых институтов, принадлежащих государству», вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией. Кроме того, запрещаются поставки в Россию товаров двойного назначения и ограничивается доступ к чувствительным технологиям, «в особенности в нефтяной отрасли».
Таким образом санкции Евросоюза затрагивают целые сектора российской экономики – финансовый, нефтяной и оборонный.
После введения этих мер граждане и компании Евросоюза больше не смогут покупать или продавать новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, выпущенные российскими банками в госсобственности, банками развития (Внешэкономбанк), их «дочками» и теми, кто действует от их имени.
Однако перечня конкретных банков, подпадающих под европейские санкции, в документах нет.
Запрет на торговлю оружием с Россией касается только новых контрактов, на уже заключенные сделки, например поставку «Мистралей», он не распространяется.
ЕС также ограничит экспорт в Россию технологий и оборудования, необходимых для модернизации российской нефтяной индустрии. Но проекты в сфере природного газа под режим санкций не попадают – в противном случае Европа рисковала бы столкнуться с дефицитом российского газа, который обеспечивает треть газовых нужд ЕС.
Как сообщило агентство Reuters, секторальные санкции вводятся на год, однако через три месяца они могут быть пересмотрены. По словам Хермана ван Ромпея, пакет «предназначается как мощное предупреждение: незаконная аннексия территории [Крыма] и умышленная дестабилизация соседнего суверенного государства неприемлемы в Европе XXI века».
Объявленные Бараком Обамой санкции ограничивают доступ к финансированию со стороны США еще для трех российских банков – ВТБ, Банка Москвы, Россельхозбанка. Также под американскими санкциями оказалась Объединенная судостроительная корпорация, в которую входят почти полсотни российских предприятий. Эксперты отмечают, что, видимо, США и ЕС готовили новые санкции против России в координации друг с другом и главные формулировки в них звучат практически идентично. Таким образом, можно предположить, что российские банки, которые попали в «секторальный» список Минфина США, окажутся и под европейскими санкциями. В американском списке сейчас находятся ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк.
Это соображение подтверждается и тем, что США также ввели санкции против энергетического сектора российской экономики - Вашингтон объявил, что останавливает экспорт в Россию определенных товаров и технологий для нужд энергетического сектора. Речь идет о технологиях для глубоководного бурения, разработки сланцевой нефти и освоения арктического шельфа.
Экс-первый зампред Банка России, бывший член наблюдательного совета ВТБ, а ныне член наблюдательного совета Сбербанка Геннадий Меликьян прокомментировал РБК информацию о введении новых санкций: «Конечно, это [введение санкций] не так критично. Мы выдержим, и у этих банков достаточно будет сил, чтобы это преодолеть. Но трудности на самом деле будут серьезные, причем не только для этих банков, но и для всей банковской системы страны. Наши банки фондируются не только изнутри страны, но и из-за рубежа. В какой-то степени, если не брать государство, то с ресурсами внутри страны стало немножко хуже, потому что так быстро не растут доходы предприятий и так быстро не растут доходы граждан, как это было прежде. А значит, так быстро не могут расти остатки на счетах банках у юридических и физических лиц. То есть фондирование внутри сейчас сложнее осуществлять для банков, чем это было раньше. Правда в последнее время Банк России начал фондировать банковскую систему гораздо больше, сейчас объемы возросли до уровня, который был в кризис 2008-2009 года.
Сейчас во многом внешние источники фондирования будут закрыты. Почти все крупные банки брали деньги за рубежом и планировали, что они дальше будут брать деньги и рефинансироваться, то есть они будут возвращать часть кредитов, не за счет своих ресурсов, а за счет заемных ресурсов. И сейчас этот механизм нарушается. Это говорит о том, что нужна перестройка. Нам нужны инвестиции и кредитование, а ресурсов будет не хватать. Я вижу единственный источник в том, что сейчас в эту проблему вмешается государство».
Владислав Гордеев, Наталья Старостина