Мировой рынок M&A достиг максимума за 7 лет
Рост глобального рынка M&A в деньгах зафиксирован, несмотря на небольшое снижение количества сделок - с 17 тыс. 820 в первом полугодии 2013г. до 17 тыс. 698. По мнению Reuters, M&A-лихорадка может продлиться еще несколько месяцев - при условии отсутствия геополитических и экономических потрясений.
Агрессивный кэш
"Компаниями движет стратегический императив к совершению сделок, у них много свободных средств для этого, и они могут привлекать дополнительное финансирование по рекордно низким ставкам", - комментирует данные Thomson Reuters юрист Sullivan & Cromwell Фрэнк Аквила, занимающийся слияниями и поглощениями.
Корпоративные покупатели не стесняются вести себя агрессивно, если компании не желают менять владельцев, отмечает Reuters. C начала года предпринято уже 38 попыток недружественного поглощения на общую сумму $150 млрд, в то время как в первой половине 2013г. - лишь 19 таких попыток на $8 млрд. Яркий пример подобного "недружелюбия" - попытка американской фармацевтической корпорации Pfizer купить англо-шведскую AstraZeneca за $119 млрд. Если бы сделка состоялась, она бы стала самой дорогой в 2014г., но AstraZeneca отбилась от американского "захватчика". Канадский фармацевтический гигант Valeant пока также безуспешно пытается купить американского производителя ботокса Allergan, предлагая за компанию $53 млрд.
"Поскольку у обеих компаний - покупателя и объекта поглощения - на фоне таких сделок, как правило, растет стоимость акций, покупатели видят перспективу роста капитализации и стремятся вести себя агрессивнее, даже если цель не хочет поддаваться", - отмечает Рави Синха, исполнительный вице-председатель Bank of America Merrill Lynch по глобальным корпоративным и инвестиционным услугам. По данным Thomson Reuters, около 70% объявлений о сделках стоимостью от $1 млрд в первой половине 2014г. сопровождалось ростом котировок компаний-покупателей. В первом полугодии 2013г. этот показатель составлял 60%, а в среднем за последние семь лет - 55%.
Легче купить, чем развивать
Активизация сделок M&A во всех ключевых регионах - в США, Европе и Азии - связана с тем, что стремление избегать рисков и опора на органический рост бизнеса в первое время после глобального финансового кризиса теперь сменились убеждением, что рост бизнеса "легче купить, чем построить", отмечает Financial Times.
В отличие от последнего "золотого сезона" M&A в 2007г., когда индустрия private equity скупала компании, без оглядки наращивая долговую нагрузку, текущий год отмечен возвращением на рынок M&A "голубых фишек" - корпораций с большими денежными резервами и сильными балансами, стратегических покупателей (Pfizer, Comcast, General Electric).
Для трансграничных поглощений вспомогательным мотивом нередко служит оптимизация налоговых выплат: все больше американских компаний прибегают к практике приобретения заокеанских конкурентов в странах с льготной системой корпоративного налогообложения. В 2014г. такая модель нашла отражение в сделках фармацевтических компаний. Покупка американским производителем медицинской техники Medtronic своего ирландского конкурента Covidien за $42,9 млрд стала одной из крупнейших попыток сменить налоговую прописку с целью уменьшения налоговых выплат.
Топ-сделки
Фармацевтическая отрасль была самой активной по сделкам M&A в первом полугодии 2014г., на ее долю пришлось 18% всех сделок (по стоимости). Даже без слияния AstraZeneca и Pfizer сумма сделок фармацевтических компаний выросла более чем в три раза, достигнув $317,4 млрд.
Второй самой интенсивной отраслью стали медиа и телекоммуникации. Сюда попали самые дорогие сделки первой половины 2014г. - покупка корпорацией Comcast кабельного подразделения Time Warner Cable за $70,7 млрд и поглощение телекоммуникационной AT&T крупнейшего в США оператора спутникового телевидения DirecTV за $67 млрд.
Покупка социальной сетью Facebook мессенджера WhatsApp за $19 млрд заняла десятую строчку в рейтинге крупнейших сделок первой половины года, по данным Thomson Reuters.
Алена Сухаревская