ФНС подтвердила отсутствие автообмена финансовой информацией с Британией
Россия и Великобритания продолжают обмениваться финансовой информацией, но только по запросам, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе (ФНС). Автоматический же обмен финансовой информацией между Великобританией и Россией с 2019 отчетного года действительно прекращен.
«Появившиеся в СМИ сообщения о том, что Великобритания якобы [совсем] не будет сообщать ФНС информацию о зарубежных финансовых счетах российских налоговых резидентов в банках Соединенного Королевства, не соответствуют действительности», — подчеркивается в сообщении ФНС. «Между ФНС России и HMRC (налоговая и таможенная служба Великобритании. — РБК) налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbC-reporting) в соответствии с многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах», — уточнили в пресс-службе.
Между тем, как добавили в ФНС, каждое государство (в том числе и Великобритания) вправе присоединяться или не присоединяться к автоматическому обмену налоговой информацией о финансовых счетах. РБК ожидает ответа от ФНС по поводу того, продолжает ли Россия передавать Великобритании информацию в автоматическом режиме.
Таким образом,
- Россия и Великобритания, как и прежде (до автоматического обмена), обмениваются информацией по запросам;
- Великобритания сообщает России об операциях своих транснациональных компаний в разных юрисдикциях (CbC-reporting);
- Британия решила не обмениваться с Россией в автоматическом режиме информацией по Единому стандарту отчетности (CRS) с 2019 года.
При этом на сайте ОЭСР указано, что между Россией и Великобританией активирован взаимный обмен финансовой информацией за налоговые периоды начиная с 2016 года. Кроме того, Британия присутствует в опубликованном ФНС списке стран, с которыми осуществляется автообмен.
Великобритания не указала Россию в списке стран для автоматического обмена информацией в 2019 году за 2018 отчетный год. Впервые на это обратил внимание партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров. «Россия не является страной автообмена в 2019 году», — отмечается в сообщении британского Государственного управления по налогам и таможенным сборам (HMRC). Однако указанная страница сайта не обновлялась с 20 декабря 2017 года.
Подтверждение о прекращении автообмена получил The Bell из ответа британской налоговой службы юридической фирме Taylor Wessing LLP. «Каждая юрисдикция, участвующая в CRS, сама решает, с кем будет обмениваться данными. Великобритания приняла суверенное решение не обмениваться данными CRS с Россией в настоящее время», — приводит издание ответ HMRC.
РБК направил запрос в налоговую службу Великобритании.
Кому это выгодно
Это положительная новость для состоятельных российских налоговых резидентов — бенефициаров английских компаний или имеющих зарубежные счета в Великобритании, считает партнер юридической компании Parallel UK Артур Егоров. «Особенно для тех клиентов, которые в силу разных причин не желают никого уведомлять об этой стороне своей деятельности», — добавил он.
Британские налоговые власти не приводят причин такого решения. «Одним из возможных вариантов ответа может быть недоверие к Российской Федерации. Британцы могут заявить, что обеспокоены тем, как эта информация будет храниться и насколько серьезно в России соблюдается налоговая тайна», — считает Егоров.
«Это также может быть и хитрый ход, который позволит составить конкуренцию США в плане привлечения в страну капитала. Ведь США не участвуют в международном обмене налоговой информацией, и многие, в том числе и русские, открывают счета именно там», — рассуждает эксперт. И если Великобритания не включит Россию в список для международного обмена и на следующий год, то интерес к этой юрисдикции будет только расти.
«Последствия отказа Великобритании сложно предсказать, поскольку ФНС еще предстоит проанализировать уже полученный массив данных [за 2017 год]», — добавил партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин.
Отказ Великобритании автоматически передавать России финансовую информацию не критичен, считает партнер EY Ирина Быховская. «Это не сильно осложнит работу. Налоговые органы обмениваются информацией по финансовым счетам в спонтанном режиме через портал ОЭСР. При желании ничто не мешает Великобритании ответить на запрос ФНС», — отметила она.
Отчеты транснациональных корпораций
Отчетность в рамках CbC-reporting, которую продолжает получать ФНС от Великобритании, подают международные группы компаний с большими оборотами выручки ориентировочно в $750 млн, или 50 млрд руб., пояснила Быховская. «Международные компании сообщают налоговой информацию о присутствии в других странах, численности персонала, капитале и прибыли в разрезе каждой юрисдикции», — пояснила эксперт.
Несмотря на отказ от автообмена, продолжается взаимная работа по запросам и инициативный обмен, подчеркивает руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупских и партнеры» Яна Семеняка. «Великобритания приостановила обмен только по одному виду, а предоставление информации по точечным запросам не ограничено», — отметила эксперт.
С кем идет автообмен
Данные о счетах, трастах и незадекларированных доходах россиян ФНС передали 58 юрисдикций. В течение 2019 года налоговая служба сравнит полученные сведения с декларациями налогоплательщиков. «10–15% — на такую долю выявляемых несоответствий мы рассчитываем», — сообщил ранее РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.
В настоящее время ФНС России в автоматическом режиме обменивается информацией о финансовых счетах с более чем 70 юрисдикциями. В ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР, который проходит в чилийском Сантьяго.
ФНС автоматически узнает о зарубежных счетах и активах россиян с сентября 2018 года. В обмене с Россией участвуют 75 стран и 13 территорий. ФНС, в свою очередь, передает зарубежным коллегам данные об иностранных клиентах российских банков с активами от $1 млн и о компаниях со счетами от $250 тыс.
В отчетах раскрываются имя, номер счета, баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения. Автообмен должен стать стимулом к деофшоризации наряду с ужесточением требований к прозрачности в низконалоговых юрисдкциях, уверены в ФНС.
Автоматический обмен по Единому стандарту отчетности (CRS) — часть глобального плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконным выводом прибыли.