Политики ЕС пока не осознают всю серьезность кризиса
Самое интересное, что европейские политики, кажется, еще не оценили всю глубину текущего кризиса, отмечают эксперты. Во всяком случае, пока они практически ничего не предпринимают, чтобы предотвратить сползание Европы в полосу рецессии.
Например, французский президент Николя Саркози выступил с заявлением относительного мирового финансового кризиса лишь спустя неделю после банкротства Lehman Brothers. 26 сентября он заявил, что "мир оказался на волосок от катастрофы, и мировая финансовая система требует коренной перестройки, сравнимой по масштабам с изменениями, произошедшими после окончания Второй мировой войны". Правда, после появления проблем у франко-бельгийского банка Dexia действия французского президента оказались довольно решительными, говорят участники рынка.
Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель и министр финансов Пеер Штайнбрюк отреагировали на происходящее на мировых рынках довольно быстро. Однако реакция А.Меркель ограничилась выступлением, в ходе которого она заявила, что "правительство США повело себя безответственно по отношению ко всем мировым рынкам". Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Берлин пока недооценивает последствия текущего кризиса для Европы, прежде всего для самой Германии.
Вплоть до конца сентября немецкие власти уверяли, что их банковская система – оплот стабильности. Берлин осознал всю серьезность кризиса лишь в конце сентября, когда правительству ФРГ пришлось совместно с консорциумом банков принять решение о предоставлению немецкому кредитному банку Hypo Real Estate кредитные поручительства в размере 35 млрд евро. "Политиков нельзя винить в том, что они недостаточно быстро реагируют на кризис. Единственное, в чем их можно обвинить – это в том, что их риторика расходится с действиями", - отмечает ведущий экономист Deutsche Bank Норберт Уолтер.
Стоит отметить, что Hypo Real Estate стал не единственным европейским финансовым институтом, которому потребовалась помощь государства. 29 сентября правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга сообщили, что инвестируют 11,2 млрд евро в крупнейшую в Бельгии финансовую группу Fortis Group, пострадавшую от глобального финансового кризиса, а уже 30 сентября помощь потребовалась бельгийскому банку Dexia SA: власти Бельгии, Франции и Люксембурга заявили о предоставлении ему 6,4 млрд евро.
Единственным политиком, которому пока удается неплохо справляться с последствиями кризиса является премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Если в прошлом году его обвиняли в недостаточно быстрой реакции на проблемы с Northern Rock, на этот раз Г.Браун отреагировал очень быстро на банкротство Lehman Brothers и даже принял самое активное участие в спасении HBOS и Bradford & Bingley.