Минфин США отказался снимать санкции с Олега Дерипаски
Минфин США отказался удовлетворить просьбу российского миллиардера Олега Дерипаски о снятии с него санкций. Об этом говорится в сообщении суда округа Колумбия от 17 марта.
Решение об отказе ведомство приняло 6 марта, а само прошение Дерипаска направлял в июне 2019 года. В нем он ссылался на то, что обстоятельство, обусловившее введение против него санкций в апреле 2018 года, — владение им компанией «ЕвроСибЭнерго», — потеряло актуальность после того, как бизнесмен отказался от контроля над группой En+, в которую и входит «ЕвроСибЭнерго».
В ответ на это ходатайство Минфин США рассекретил часть материалов, ставших основанием для введения санкций, среди которых участие бизнесмена в инвестиционных проектах в Сочи перед Олимпиадой, финансирование ряда проектов по просьбам президента России Владимира Путина и других высокопоставленных чиновников, а также номинальное владение активами и участие в отмывании средств «в интересах Путина». Но это Дерипаска назвал «очередной порцией брехни».
Теперь Минфин до 26 марта предоставит Дерипаске доказательный меморандум, объясняющий отказ от снятия санкций, говорится в материалах суда. Затем бизнесмен должен внести изменения в свое ходатайство, которое будет снова рассмотрено судом.
Представитель Дерипаски пояснил, что бизнесмен подавал в Минфин США просьбу о пересмотре решения в административном (не судебном) порядке. По просьбе ведомства на период, пока они рассматривали эту просьбу, судебное рассмотрение было приостановлено. Сейчас, когда Минфин принял решение не удовлетворять эту просьбу в административном порядке, судебное рассмотрение возобновится. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США рассматривало просьбу бизнесмена девять месяцев, подчеркнул представитель Дерипаски.
Дерипаска был включен в санкционный список США (SDN, Specially Designated Nationals — персональные санкции) в апреле 2018 года по двум формальным основаниям: он якобы действовал «от имени / в интересах» высокопоставленных чиновников Российской Федерации (в частности, в 2005 году купил алюминиевый комбинат в Черногории «по поручению президента Владимира Путина») и он «работает в энергетическом секторе» России (ему принадлежал контроль над электроэнергетической компанией «ЕвроСибЭнерго»). Оба основания содержатся в указах бывшего президента США Барака Обамы: первое — в указе № 13661, второе — в указе № 13662. Документы были подписаны в марте 2014 года в ответ на обострение ситуации на Украине.
В марте 2019 года он подал в суд на Минфин США и его главу Стивена Мнучина. Бизнесмен заявил, что санкции против него ввели несправедливо и незаконно, в результате чего нанесли ему ущерб в размере $7,5 млрд, что равно приблизительно 81% его состояния. А в июне он попросил снять с него санкции по неактуальности только по второму из двух оснований, первое он пока не оспаривал.
Регламенты Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США предусматривают возможность для лица, внесенного в санкционный список SDN, ходатайствовать о пересмотре такого решения. Основаниями для отмены санкций могут быть «положительное изменение поведения», неактуальность причины, по которой санкции были введены, или фактическая ошибка OFAC.
Недавно Минфин исключил из санкционного списка две компании Эдуарда Худайнатова. Это произошло после того, как принадлежащая ему Alliance Oil Company прекратила все экспортные операции, связанные с Северной Кореей, и учредила глобальную комплаенс-программу (работа по минимизации правовых и репутационных рисков), объяснило ведомство 2 марта. Американские санкции не должны быть вечными: они направлены на исправление деятельности компаний, говорилось в сообщении ведомства.