Будущее уже здесь — в новом номере журнала РБК
Но лидерами рейтинга РБК 500 остались компании из тяжелой индустрии, немного потеснить которые удалось только крупным ретейлерам и сотовым операторам. За прошедшие годы Россия не избавилась от главной зависимости, которая, с огромной долей вероятности, и будет определять состояние и даже структуру ее экономики. Замкнутый круг: если цены на нефть высокие, ими «питаются» и другие отрасли, если низкие — это обескровливает всю систему сразу.
Но все же за десять лет многое изменилось. В 2006 году «Яндекс» все еще считался венчурным бизнесом, Mail.ru был почтовым сервисом, а имя Юрия Мильнера знали только участники маленького рынка. «Магниты» за год зарабатывали меньше, чем сейчас за месяц, а консолидированная выручка сети «Дикси» в 2006 году едва перевалила за $1 млрд (в 2015 году — примерно $4,5 млрд). Что говорить о созданной в 2006 году соцсети «ВКонтакте» или основанной годом позже компании Avito? Кто тогда решился бы прогнозировать их взлет? Поверить, что стоимость этих компаний будет исчисляться в миллиардах долларов?
То же с нашими новыми героями, которых мы включили в список «20 героев завтрашнего дня». На фоне крупнейших российских бизнесменов многие из них (хотя уже не все) выглядят достаточно скромно, и вряд ли все они пополнят списки самых богатых жителей страны. Одно можно сказать точно: все они работают в бизнесе, который имеет впечатляющие перспективы, особенно на фоне ушедшего в очередной падающий цикл сырья.
«Делать первые шаги было очень страшно. Я не понимал: как это, проведя столько времени в инвалидном кресле, я сейчас сам встану и пойду. Прогнозировать результаты тренировок я и не берусь: главная моя задача — научиться ходить», — говорит пилот-тестировщик российского экзоскелета Денис Левин. Идеальный экзоскелет создал герой комиксов и фильмов Тони Старк: в реальности экзоскелет пока не летает, но уже помогает парализованным людям двигаться. Компания «ЭкзоАтлет», пожалуй, дальше всех в России продвинулась в создании этой инновационной техники — подробности читайте в материале «Железный человек: как сделать бизнес на производстве экзоскелетов».
В магазине в китайском Суйфэньхэ легко найти растительное масло, на этикетке которого русская надпись «Маслава». Особой популярностью пользуются большие — по 4,6 л — упаковки с соевым маслом по цене около 50 юаней (примерно 500 руб.). Суйфэньхэ — ближайший к границе России поселок в северной провинции Китая Хэйлунцзян. Но «Маслава» встречается в магазинах по всему Северо-Восточному Китаю — в Харбине, Чанчуне и Хуньчуне. «Маславу» на комбинате «Приморская соя» в 60 км от границы с Китаем производит группа компаний «Русагро» Вадима Мошковича, которая начинает строительство в Приморье целого аграрного кластера. О больших планах группы — в материале «Китайский пионер: «Русагро» готовится накормить Азию».
Ставропольский «Монокристалл» получил самую большую выгоду от локальной, но бурной технологической революции: когда глобальный рынок светодиодов переживал взрывной рост, завод сумел укрепиться на позиции крупнейшего в мире поставщика компонентов для их производства. Большинство российских компаний о таком могут только мечтать, но жизнь главного игрока мирового рынка вовсе не так радужна, как может показаться. Почему, читайте в статье «Сапфиры из России: чего боится лидер мирового рынка».
Крупнейшая в мире аптечная сеть Walgreens Boots Alliance объявила о покупке 15-процентной доли в российской «36,6». К этой сделке «36,6» шла больше 10 лет: впервые о переговорах тогда еще c английским ретейлером Alliance Boots (в 2014-м слился с американской Walgreens) стало известно в 2006 году. Вот только к финишу «36,6» подошла не в лучшей форме — с миллиардным убытком, огромными долгами и исками от поставщиков. Выручит ли ее долгожданное партнерство? Подробности в материале «Лечебный гигант».
Эти и многие другие статьи читайте в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 2 июня.