Навальный обсудил с Чубайсом возможность его отставки
Про роль госкорпораций
Публичный диспут между руководителем госкорпорации и оппозиционным политиком случился после того, как Навальный критически высказался о деятельности «Роснано» в своем блоге. В ответ на это Чубайс обвинил Навального во лжи. «Увы, ваше утверждение о том, что «нанотехнологи ежегодно получают из бюджета 30–50 млрд», — это ложь, поскольку ни одного рубля денег из бюджета РОСНАНО не получает с 2012 года», — отреагировал глава «Роснано» на публикацию Навального (орфография и пунктуация автора сохранены).
Позже Чубайс и Навальный согласились провести дебаты на «Дожде». Такое предложение через Twitter им сделал заместитель главного редактора телеканала Тихон Дзядко. Чубайс приглашение принял и стал первым из государственных публичных людей, кто вступил в открытую полемику с известным борцом с коррупцией.
«Я в выборах не участвую и в политику двигаться не собираюсь — я там уже был, знаю, как все устроено, отвечаю за наноиндустрию, — объяснял в недавнем интервью РБК сам Чубайс. — В этой сфере я готов слушать критику. Мы признаем свои ошибки и публично говорим о неудачах. Но я категорически не готов принимать вранье, от кого бы оно ни исходило. Мне неважно, госслужащий это, министр, оппозиционер... Какая разница? Я этого точно не приму ни при каких условиях и буду защищать тех, кто в этой индустрии работает».
Модератором дискуссии, которая длилась полтора часа, выступала телеведущая Ксения Собчак. Она начала разговор с вопроса, почему Чубайс и Навальный, которые являются сторонниками либеральных реформ, выбрали в оппоненты друг друга. У собеседников было по три минуты на ответы.
Навальный начал с благодарности Чубайсу за то, что он согласился на дебаты. А после озвучил свою точку зрения в отношении работы «Роснано»: компания неэффективна, не нужна стране и должна быть расформирована. По мнению Навального, госкорпорации в России доказали свою бесполезность — «Ростех» не принес новых технологий, «Газпром» не увеличил добычу газа, а у «Роснано» нет ни научных публикаций, ни патентов. По числу публикаций Россия находится на 27-м месте в мире, по числу патентов — на 12-м, сообщил Чубайсу Навальный. Другая претензия заключалась в том, что «Роснано» тратит государственные деньги, вместо того чтобы привлекать сторонних инвесторов.
Чубайс, когда слово перешло к нему, также поблагодарил Навального за возможность дискуссии (собеседники вообще обращались друг к другу предельно вежливо). Он напомнил, что у фонда в портфеле находятся 87 компаний. «Мы всегда миноритарный акционер, потому что должны выходить из проекта, который будет продолжать развивать мажоритарий», — подчеркнул главный принцип работы «Роснано» Чубайс. Он напомнил, что Силиконовая долина в течение 30 лет финансировалась Пентагоном, поэтому лично он приветствует грамотную поддержку государства. Чубайс согласен с тем, что у России должно быть больше публикаций и патентов, но, по его словам, увеличение их числа не входит в задачу «Роснано». «За публикации и патенты мы не отвечаем, хотя у наших портфельных компаний есть несколько сотен патентов», — добавил он. После этого Чубайс показал презентацию, в которой перечислил успешные проекты «Роснано».
Навальный заявил, что не согласен с тем положением дел, когда один человек, а именно Владимир Путин, отвечает за все, в том числе за идею развивать нанотехнологии. После этого политик перечислил убыточные проекты «Роснано», на что Чубайс возразил, что политик умышленно выбирает неудачные проекты фонда.
Про поддержку науки государством
Во втором туре дебатов оппоненты должны были отвечать на вопросы друг друга. Чубайс заявил, что у него нет вопросов к Навальному, так как тот недавно занимается нанотехнологиями. Он привел в пример ученого из Новосибирска, который 25 лет занимался нанотрубками. Сейчас в городе построен «лучший в мире завод по производству нанотрубок», отметил он. Дальше Чубайс заявил, что не позволит «смешивать с дерьмом этих людей», имея в виду заявления Навального, что «Роснано» это «контора по распилу бюджетных средств».
Навальный возразил, что «Роснано» проинвестировала в 115 проектов и в итоге получила убыток. «Отчет Счетной палаты и открытые отчеты компании показывают, что она плохо работает», — заявил политик. По его словам, в России и в мире нельзя заработать на нанотехнологиях, поэтому корпорации нужно финансировать фундаментальную науку.
Чубайс напомнил, что «Роснано» в 2014 году впервые получило чистую прибыль, хотя должна быть планово убыточной до 2018 года. Он добавил, что госкорпорация не финансирует фундаментальные открытия, но это делают компании из ее портфеля.
«Наноиндустрия не может развиваться без патентов», — заявил Навальный и наконец задал Чубайсу первый вопрос: что полезного сделало государство для науки за последние три года? Чубайс в ответ вспомнил о признании иностранным агентом фонда «Династия» Дмитрия Зимина, заявив, что не согласен с этим решением. Но «вопреки действиям многих политиков» в России уже в течение 6–7 лет возникает инновационная экономика, считает глава госкорпорации. «Мне фантастически интересен проект «Роснано», и он продвигает страну не меньше, чем это делают другие», — подчеркнул он.
Про возможную отставку Чубайса
В третьем туре дебатов Собчак зачитывала вопросы телезрителей. Первым пришлось отвечать Навальному. Вопрос заключался в том, почему он выбрал для нападок «Роснано», а не Российскую венчурную компанию (РВК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) или «Сколково». Навальный заверил, что к «Сколково» он высказывал еще больше претензий. Вместе с тем «Роснано» получило больше всех государственных денег и ее деятельность сложнее всего скрыть, объяснил политик. Следующий вопрос был адресован Чубайсу: что стало с планшетом Plastic Logic для школьников, который тот показал Путину в 2011 году? Чубайс ответил, что, хотя проект провалился из-за неспособности конкурировать с iPad от Apple, сама компания не умерла. Глава госкорпорации показал зрителям в студии чехол для iPhone с дисплеем от портфельной компании Plastic Logic.
Второй вопрос для Навального был о том, будет ли он доволен, если Чубайса снимут с должности. Навальный сказал, что Чубайс должен сам решать, где хочет находиться, но во главе «Роснано» лично он хотел бы видеть не эффективного менеджера, а ученого.
После у Чубайса спросили, какую долю личных средств он готов вложить в проекты «Роснано». «В соответствии с нашей стратегией наша управляющая компания должна быть приобретена партнерами, в том числе мной», — заверил он. Навальный назвал это конфликтом интересов. Чубайс возразил, что такая схема работы принята во всем мире и придумана не им.
На вопрос, понес ли кто-то из топ-менеджеров «Роснано» уголовное наказание за выявленные за годы работы нарушения, Чубайс рассказал, что сейчас открыты шесть уголовных дел, четыре из которых инициировала сама корпорация.
Бурную дискуссию вызвал вопрос о лекарстве «Кагоцел», которое тоже является продуктом портфельной компании «Роснано». Навальный утверждал, что ни в одном серьезном медицинском журнале препарат не упоминается, а значит «это фикция». Чубайс говорил, что препарат проходил клинические испытания в общей сложности в течение 11 лет, а его продажи приносят доход в 2,14 млрд руб. в год.
После третьего блока вопросов Чубайс подарил Навальному продемонстрированный ранее чехол для iPhone 6 со вторым экраном Plastic Logic, кусок поликремния и образцы продукции, где могут применяться нанотрубки, которые достал из черного чемоданчика.
Собчак попросила оппонентов подвести итоги. Навальный еще раз повторил, что «Роснано» нежизнеспособная компания, но отметил, что у нее все же есть успехи. «Нанотехнологии могут развиваться, в России есть люди, образование и ученые, но чтобы возник новый «Газпром», надо, чтоб старый «Газпром» не пожрал всю страну», — заключил оппозиционер.
«Правда где-то посередине»
Доходность в 18% годовых для венчурного фонда — низкий показатель, но для фонда, который создан с нуля и у которого нет истории, это достижение, комментирует итог дебатов бывший сотрудник «Роснано». Нельзя сравнить «Роснано» с венчурным фондом Sequoia Capital, существующим более 40 лет, куда инвесторы рвутся отдать свои деньги, добавил он. Компаний, которые могут дать доходность уровня Apple, в России тоже нет, говорит собеседник РБК.
Навальный и Чубайс — два профессиональных оратора, отмечает управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк. Чубайс справедливо заметил, что по вопросу финансирования фундаментальной науки следует обращаться в «Сколково», а «Роснано» как госкорпорация должна заниматься тем, что прописано в ее уставе, — инвестициями в создание новых бизнесов в секторе нанотехнологий, считает он. Навальный вел себя более агрессивно, Чубайс был мягче и профессиональнее, отметил Давидюк. Он согласен с Навальным в том, что надо спрашивать с менеджеров госкорпораций о результатах их работы, но не считает правильным, что судить о них можно только по неудачам. У любого венчурного инвестора бывают как прибыльные, так и убыточные проекты, отмечает он.
«Навальный не зря говорил про научные публикации, так как у «Роснано» есть фонд инфраструктурных и образовательных проектов, который заточен на развитие науки», — добавляет один из бывших сотрудников госкорпорации.
22 мая 2015 года на встрече в Госдуме с депутатами фракции «Единая Россия» Чубайс признал недостатки, выявленные при проверке «Роснано» Счетной палатой. «Значительная часть того, что вскрыла Счетная палата, было реальными нашими недостатками», — сказал он (цитата по Интерфаксу). Чубайс назвал направления, по которым считает претензии справедливыми. Среди них — контроль над собственными расходами, который был «плохо построен», реализация стратегии и контроль за целевыми расходами. Он добавил, что проверка помогла выявить руководству компании «собственные просчеты более глубинного свойства» в области кадровой политики, а также проблему невостребованности продукта и ошибки в оценке рынков.
Претензии Счетной палаты к «Роснано» заключались в том, что корпорация занизила размер уставного капитала и установила его на уровне 6,5 млрд руб. без соответствующего решения учредителя. Расходы компании с 2007 по 2012 год составили 196 млрд руб., говорится в материалах Счетной палаты. Несмотря на замечания ревизионной комиссии «Роснано», расходы компании продолжали расти. К примеру, расходы на зарплату в расчете на одного человека с 2007 по 2012 год увеличились с 65 тыс. до 593 тыс руб., или более чем в девять раз, выяснили аудиторы. Они также установили, что не все проекты, куда инвестировало «Роснано», можно было отнести к наноиндустрии, а документы, подтверждающие трансфер технологий за рубеж, в компании отсутствовали.
Счетная палата провела проверку «Роснано» в марте 2013 года по инициативе депутатов КПРФ. Тогда запрос с просьбой проверить законность расходования бюждетных средств, выделенных «Роснано» с 2007 по 2012 год, подписали 93 депутата Госдумы.