Эксперты оценили влияние санкций на венчурную активность ВЭБа
Во вторник, 22 февраля, Минфин США ввел санкции против ВЭБа и нескольких принадлежащих ему компаний, в том числе инвестиционной «дочки» Veb Ventures. Санкции предполагают, что ВЭБ и связанные с ним структуры не смогут вести бизнес в США, их активы в этой стране будут заморожены, ее гражданам и юрлицам запрещено вести с ними дела без специального разрешения управления по контролю за иностранными активами.
Представитель ВЭБа заявил, что санкции не повлияют на его работу: «Несмотря на усиление давления, ВЭБ продолжит повышать свою финансовую устойчивость и операционную эффективность, надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, а также использовать все доступные средства для защиты своих прав и законных интересов».
Однако опрошенные РБК эксперты заявили, что от санкций может сильно пострадать как само инвестподразделение ВЭБа — Veb Ventures, так и компании, в которые оно вложилось.
Куда инвестировала Veb Ventures
Veb Ventures была создана в 2017 году для осуществления венчурных инвестиций в инновационные и технологичные проекты, помогать российским стартапам выходить на международные рынки. До 2024 года Veb Ventures планировала инвестировать более 36,3 млрд руб.
Среди активов, в которые уже инвестировала Veb Ventures, — ГК «Цифра», сервис проката самокатов Urent, разработчик городских сервисов AlphaOpen, телемедицинский сервис «Доктор рядом», разработчик новых материалов О3, финансовые продукты для бизнеса «Развитие.ру», разработчика технологичных решений в области спорта «Лига спорта» и др.
Глава ГК «Цифра» Игорь Богачев в беседе с РБК отметил, что не видит рисков для своей компании, так как доля Veb Ventures в капитале «Цифры» не мажоритарная (16,9%, по данным СПАРК). «Они просто финансовый инвестор, поэтому на международном рынке я не ожидаю негативных последствий. А на территории России тем более было бы странно ожидать негативных последствий», — сказал Богачев.
Представители «Доктор рядом», Urent отказались от комментариев. Так же поступили в МТС, которая в конце февраля вместе с Veb Ventures и фондом VPE инвестировала 2,09 млрд руб. в Urent. РБК направил запрос в AlphaOpen, «Лигу спорта», «Развитие.ру» и группу О3.
Чем санкции могут обернуться для Veb Ventures
- По словам управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, наибольший ущерб санкции могут нанести тем структурам ВЭБа, которые работают с экспортом, импортом, инвестициями в зарубежные проекты и проекты с участием зарубежных компаний. «Венчурный бизнес ВЭБа может стать одной из главных жертв санкций, поскольку для компаний, привлекающих финансирование его фондов, возникают санкционные риски, которые в дальнейшем могут воспрепятствовать, например, закупке высокотехнологичного импортного оборудования и технологий, уже не говоря о том, что для них могут быть закрыты зарубежные рынки сбыта и заемного капитала», — подчеркнул Юрий Федюкин.
- Партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев дополнил, что для иностранных партнеров и инвесторов такие ограничения могут быть восприняты как черная метка, поскольку даже принятие корпоративного решения по выплате дивидендов в пользу санкционного лица может теоретически квалифицироваться в качестве нарушения санкционного режима. «На практике это влечет не только вероятность оттока средств иностранных инвесторов из таких проектов, но и временное блокирование корпоративного механизма принятия решений органами управления. Все зависит от прав, которые Veb Ventures имеет в том или ином проекте, состава акционеров и их восприимчивости партнеров к санкционным рискам», — говорит Дораев.
- Адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин назвал санкции «плохой новостью» для всех компаний, в которые инвестирует Veb Ventures, особенно для тех, которые ориентируются на международные рынки. Теперь для них будет затруднено взаимодействие с контрагентами из США, ЕС, Австралии, Канады, Японии и ряда других стран.
При этом Юрий Федюкин напомнил, что в интересах инвесторов и контрагентов США могут предоставить время — от месяца до нескольких лет — на завершение сделок и ранее возникших договорных отношений. Более того, в некоторых случаях в отношении компании могут быть введены санкции, но их действие может быть отложено на неопределенный срок, как это было с группой ГАЗ.
- По мнению управляющего партнера венчурного фонда TMT Investments Артема Инютина, Veb Ventures становится «токсичным» для своих проектов: другие инвесторы просто не смогут инвестировать в проект, в котором уже есть этот фонд, и у проекта возникнут большие сложности, если он захочет выйти на другие рынки, кроме российского. «Фонд уже не сможет инвестировать в иностранные проекты, и если сам фонд когда-нибудь захочет получить вкладчиков не из российского госсектора, это тоже будет невозможно. Оперировать такими валютами, как доллар и евро, также будет невозможно», — подчеркнул Артем Инютин.
Еще один источник на венчурном рынке также подчеркнул, что введение санкций усложнит жизнь проектам, в особенности тем, у кого есть планы продавать на рынках Европы и США.
Сможет ли Veb Ventures продолжить работу
По словам основателя инвесткомпании A.Partners Алексея Соловьева, санкции не должны особо повлиять на венчурный бизнес ВЭБа. «На официальном сайте сказано, что санкции не позволят ВЭБу и Veb Ventures привлекать внешнее финансирование в Америке, но бизнес-модель Veb Ventures и так этого не подразумевает. Это инвестиционная компания, которая вкладывается в инновационные проекты с баланса самого ВЭБа, то есть санкции не должны отразиться на деятельности компании», — рассуждает Соловьев.
Veb Ventures занимается инвестированием внутри России, каких-то западных контрагентов или получателей финансирования замечено не было, соответственно, санкции не отразятся на компании, согласен руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. «У компании буду закрыты счета в долларах, евро и фунтах стерлингов, но все рублевые операции компания продолжит осуществлять, как и прежде. Если партнеры были российскими лицами, то они не подпадают под американское законодательство о санкциях. А владельцы активов, в которые вкладывалась VEB Ventures, должны сами определить, продолжать или нет правоотношения с данным инвестором», — указал Гландин.
По словам управляющего партнера венчурного фонда Typhoon Digital Development Олега Братишко, в последние годы так сложилось, что если госструктуры заходят в качестве акционера венчурных проектов, основатели последних уже заранее предусматривают вероятность попадания под санкции. «То есть санкции изначально закладываются в риск-менеджмент. Не думаю, что для подобных проектов санкции становятся неожиданностью. Серьезно санкции могут повлиять на проект, если у Veb Ventures в нем есть особый контроль, но для венчурных фондов такие проекты нетипичны. Это не очень приятно в психологическом плане, но по факту никакого влияния на работоспособность или инвестиционную привлекательность не окажет. Просто инвесторам в будущих раундах придется объяснять про санкции, но с оговоркой, что они не будут нести риски», — говорит Олег Братишко.
Какие проблемы у других санкционных активов ВЭБа
Компания «ВЭБ-лизинг», также попавшая под санкции США (прежнее название — «Оборонпромлизинг»), создана в 2003 году, с 2008 года входит в группу ВЭБ.РФ. По итогам 2019 года «ВЭБ-лизинг» занимал четвертое место в ренкинге лизинговых компаний России по объему портфеля, по данным «Эксперт РА». В ренкинге 2020–2021 годов «ВЭБ-лизинг» не значится. Среди основных направлений деятельности «ВЭБ-лизинга» — лизинг авиатехники, указано на сайте компании. Самолеты «ВЭБ-лизинга» и его иностранных структур эксплуатируются в группе «Аэрофлот» и авиакомпании «Якутии». Речь идет о самолетах Superjet и воздушных судах производства Boeing — всего около 80 самолетов. Также еще в 2013 году «ВЭБ-лизинг» и корпорация «Иркут» заключили договор на поставки самолетов МС-21. В 2019 году ирландская «дочка» «ВЭБ-лизинга» требовала через суд аннулировать контракт с Boeing на поставки самолетов 737 MAX и выплатить $185 млн в качестве возмещения убытков. 31 декабря 2020 года правительство выпустило распоряжение о реформировании институтов развития. В ходе его выполнения «ВЭБ-лизинг» должен был быть ликвидирован до конца 2021 года, чего не произошло. «Комментарии преждевременны», — сообщили РБК в пресс-службе ВЭБа в ответ на вопрос, как санкции повлияют на «ВЭБ-лизинг» и его клиентов. РБК направил запрос в пресс-службу группы «Аэрофлот». Существуют реальный риск отказа иностранных контрагентов от технического обслуживания и риск ареста самолетов «ВЭБ-лизинга» и «ПСБ лизинга» (структура ПСБ. — РБК) за пределами России, полагает источник РБК в крупной лизинговой компании. По словам второго источника, близкого к другой лизинговой компании, не исключено, что им придется продать свои активы, находящиеся в юрисдикциях, на территории которых будут действовать санкции. «Ну и, очевидно, новых сделок в этих юрисдикциях не будет», — добавил он.