Кузнецова составила план борьбы с опасностями в школах
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова направит правительству план (есть у РБК) мероприятий по профилактике ЧП в общеобразовательных организациях, сообщили в пресс-службе омбудсмена.
Информирование, модерация и «позитивный» контент
В плане предлагается оказывать реабилитационную и другую помощь детям, которые состоят в запрещенных группах в соцсетях. Кузнецова отмечает, что сейчас с участниками блокируемых групп или сайтов «абсолютно не ведется» работа, поэтому она предлагает, в частности, разработать алгоритм информирования родителей, чьи дети состоят в подобных сообществах.
«Органы системы профилактики должны установить всех несовершеннолетних, состоящих в запрещенных группах, довести эту информацию до родителей несовершеннолетних и предложить им реабилитационную или иную возможную помощь, а родители могут согласиться или могут отказаться от такой помощи», — говорится в документе.
Кузнецова также предлагает разработать критерии, по которым информацию можно относить к деструктивной и негативно влияющей на развитие несовершеннолетних и блокировать ее в упрощенном порядке. Помимо этого омбудсмен считает, что нужно возложить обязанность на операторов связи и владельцев сайтов модерировать и блокировать противоправную информацию.
Сейчас в интернете «огромное количество доступного порно, жестокости и другой деструктивной информации», отмечается в плане Кузнецовой. Она предлагает поручить профильным федеральным органам исполнительной власти формировать, развивать и продвигать «позитивный контент», а также дать Роскомнадзору полномочия вести обязательный мониторинг интернета на наличие информации, запрещенной к распространению среди детей.
Все эти предложения омбудсмен предлагает реализовать в краткосрочной перспективе — до 31 декабря.
Опасный интернет
В мае 2017 года Следственный комитет России связал рост детских суицидов с активизацией «групп смерти», а летом Госдума ужесточила наказание за склонение детей к самоубийству.
Глава СК Александр Бастрыкин, выступая 28 мая на XV Съезде уполномоченных по правам ребенка, заявил, что в прошлом году только в Московском регионе около 40 детей покончили жизнь самоубийством. «Пока мы с вами заседаем, ребенок остается один на один со своими проблемами», — отметил он. «Как правило, это благополучные семьи. Дети одиноки в школе, в семье. И у них остается что? Интернет. А там суицид», — сказал Бастрыкин, добавив, что это сложная тема, но «мы все-таки пытаемся решать проблему».
Помимо суицидальных групп парламентарии обращали внимание на «колумбайн-сообщества». «Колумбайнеры» — подражатели американским подросткам Эрику Харрису и Дилану Клиболду: в 1999 году они совершили массовое убийство в школе в штате Колорадо, а затем покончили с собой. В январе этого года депутат Госдумы Валерий Рашкин (КПРФ) направил обращение в Роскомнадзор с требованием проверить в соцсети «ВКонтакте» группы, посвященные движению «колумбайнеров», а в мае его коллега Ирина Яровая («Единая Россия») внесла законопроект, который дает правоохранительным органам право ускоренно блокировать группы в интернете, побуждающие молодежь к насилию.
Громкие ЧП в российских школах в 2017/18 учебном году
Одно из первых громких ЧП в школах в текущем учебном году произошло 5 сентября в подмосковной Ивантеевке, когда ученик 9-го класса напал на учителя с кухонным топориком. После этого он стал взрывать в классе петарды и стрелять из пневматического оружия. Пытаясь спастись, другие учащиеся выпрыгивали из окон. Учительница получила черепно-мозговую травму, пострадали также трое учеников.
Спустя два месяца, 1 ноября, в аудитории московского политехнического колледжа обнаружили тела студента и преподавателя. По версии следствия, ученик убил своего учителя и покончил жизнь самоубийством. Знакомые предполагаемого убийцы объясняли случившееся конфликтом из-за угроз преподавателя отчислить студента.
В январе в российских школах произошло сразу несколько громких инцидентов. 15 января в пермской школе в результате нападения пострадали 15 человек. Тогда ученик 11-го класса и его знакомый напали на четвероклассников и их учительницу, после чего попытались убить друг друга. Через несколько дней нападение в школе произошло в Улан-Удэ. Девятиклассник напал с ножом на учащихся 7-го класса и их учительницу.
Наркотики, наставники, психологи
Кузнецова также предлагает исключить возможность отказа несовершеннолетних от прохождения тестирования на раннее выявление потребления наркотических и психотропных средств и от прохождения соответствующего лечения. «Необходимо принять решение о медицинском вмешательстве и лечении несовершеннолетнего с согласия его законных представителей и исключить необходимость получения согласия на медицинское вмешательство самого несовершеннолетнего. [Необходимо] повышение возраста согласия», — говорится в документе. Эту меру предлагается осуществить до 31 декабря 2020 года.
Кроме того, омбудсмен считает, что в стране необходимо ввести «институт наставника» — общественного воспитателя. В качестве примера она приводит закон, действующий в Бурятии, который предусматривает возможность назначить несовершеннолетнему, состоящему на профилактическом учете, наставника, «способного по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным помощником, социально положительным примером для несовершеннолетнего». По мнению Кузнецовой, такого наставника можно назначать подросткам, состоящим на учете внутри школы.
В документе также предлагается разработать требования по числу психологов из расчета на количество учащихся в образовательных учреждениях. Нехватку специалистов в школе предлагается компенсировать за счет психологов, работающих в центрах соцзащиты населения или центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
Классным руководителям необходимо предусмотреть ежегодную индексацию, считает Кузнецова, отмечая, что вознаграждение размером 1 тыс. руб. в месяц не индексировалось с 2005 года. «Педагоги из-за отсутствия обязательных профессиональных требований, низкой оплаты подходят к классному руководству формально», — отмечается в документе.
Сегодня не у всех субъектов достаточно денег, чтобы выполнять обязанности по обеспечению безопасности, возложенные на учредителей общеобразовательных школ, указывает детский омбудсмен. Поэтому предлагает выделить им средства в рамках госпрограммы «Развитие образования» для обеспечения антитеррористической безопасности в образовательных учреждений на условиях софинансирования.