По делу о торговле детьми задержали соучредителя клиники «Медэко»
Одного из соучредителей стоматологической клиники «Медэко» Сергея Мазура задержали по делу обвиняемого в торговле детьми от суррогатных матерей гражданина Китая, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
«В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий в рамках уголовного дела в отношении гражданина Китая Лю Цзюна в столице был задержан Мазур Сергей Иванович, которому следствием предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами «б», «г» и «з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (торговля несовершеннолетними детьми). После проведения с ним следственных действий СК обратился в один из столичных судов с ходатайством об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу», — рассказал собеседник агентства.
В пресс-службе Пресненского суда Москвы ТАСС уточнили, что следствие просит арестовать Мазура до 20 октября.
О задержании Сергея Мазура сообщает также РЕН ТВ, это произошло по его прилету из Барселоны.
Из выпуски ЕГРЮЛ следует, что Мазур является соучредителем ООО «Медэко», по данным СПАРК, ему принадлежит 37,5%. Мазур также значится совладельцем ООО «Центр репродукции и генетики» (33,33%), генеральным директором и бывшим совладельцем (25%) ООО «За рождение», а также учредителем еще двух медицинских и одной юридической компании.
РБК обратился за комментарием в ГСУ СКР по Москве и клинику «Медэко».
Ранее в июле в рамках дела о торговле детьми в Москве задержали сотрудницу клиники «Центр ЭКО», врача-репродуктолога, акушера-гинеколога, кандидата медицинских наук Алену Дружинину. Как рассказал РБК адвокат клиники Калой Ахильгов, Дружинину допросили как свидетельницу, однако позже перевели в категорию подозреваемых. «Никто не понимает, почему дело возбудили по этой статье. Понятно, что она, как врач, торговать людьми не могла. Пока у нас нет ни предварительного, ни окончательного обвинения, так что мы не можем сказать, в чем конкретно ее обвиняют», — пояснил адвокат.
Ахильгов добавил, что по делу допросили еще двух врачей из клиники «Центр ЭКО», а также одного человека, который в заведении не работает. «Это не первый случай. Есть дело в Следственном комитете России — врачей год держали в СИЗО, буквально недавно некоторых из них перевели под домашний арест. Там немного другая фактура, но суть одна», — заключил Ахильгов.
Уголовное дело по факту торговли людьми было возбуждено еще в январе 2020 года, после того как в квартире в подмосковном Одинцово обнаружили тело младенца. Кроме него в помещении находились еще трое новорожденных детей. По данным СК, их родили суррогатные матери, а иностранцы оформляли на детей документы, чтобы вывезти их за границу.
Еще пятерых младенцев в возрасте от шести дней по полугода обнаружили в одной из квартир на улице Аргуновской в Москве 23 июня 2020 года. Там же были две женщины, которые ухаживали за детьми, няни оказались гражданками Китая. Источники РБК в МВД сообщали, что у четверых младенцев в возрасте от двух до трех месяцев оказались китайские имена. По словам собеседников РБК, следствие считает, что детей родили суррогатные матери.
Под арест в 2020 году были отправлены гендиректор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников, уролог частной клиники NGC Артур Ашитков, врачи Лилия Панайоти, Юлиана Иванова. В июле 2021 года их выпустили под домашний арест, однако 5 августа Первый апелляционный суд общей юрисдикции снова отправил их под арест по требованию Генпрокуратуры. Под домашним арестом по этому делу также находится врач Татьяна Блинова.
Основным фигурантом дела считается Константин Свитнев, который ранее лично связался с ТАСС и заявил о своей невиновности. Он объявлен в международный розыск и арестован заочно. Свитнев — юрист международного уровня в области репродуктивных технологий и занимается данной темой 25 лет. Также заочно арестована и объявлена в розыск одна из суррогатных матерей, гражданка Украины Ирина Когут.
23 июля 2021 года адвокат Игорь Трунов сообщил РБК, что Следственный комитет обвинил московских врачей-репродуктологов в 11 эпизодах продажи детей. По его словам, среди этих эпизодов восемь уже окончены, а в трех — преступление не смогли завершить.