Евросоюз обсудит обеспечение безопасности после терактов в Брюсселе
Утром в четверг совет Евросоюза по внутренним делам и вопросам юстиции на внеплановом заседании обсудит теракты в аэропорту и метро Брюсселя, совершенные 22 марта боевиками «Исламского государства» [организация запрещена в России]. По официальным данным на 23 марта, в результате взрывов погиб 31 человек и 270 пострадали. Скорее всего, на встрече речь пойдет о действиях Бельгии и других европейских государств по обеспечению безопасности населения и снижению риска повторения терактов.
Первые имена
23 марта следствие идентифицировало двух предполагаемых исполнителей терактов. Ими оказались граждане Бельгии — 30-летний Брахим аль-Бакрауи и его брат, 27-летний Халед аль-Бакрауи. По данным федерального прокурора Бельгии Фредерика ван Лёва, оба они мертвы: Брахим погиб при взрыве в аэропорту, а Халед подорвал взрывное устройство в вагоне метро на станции «Маэльбек» в «Европейском квартале» в центре города, где расположены здания Еврокомиссии и прочие учреждения ЕС. Последний с августа 2015 года числился в базе Интерпола как разыскиваемый по подозрению в терроризме.
Вечером в день теракта бельгийская полиция установила квартиру в брюссельском районе Схарбек, которую снимали террористы, и обнаружила там около 15 кг взрывчатых веществ и записку, предположительно написанную Брахимом аль-Бакрауи. В записке говорится: «Я в спешке. Я не знаю, что делать, меня ищут повсюду. Я в опасности. Если я попадусь, меня посадят в камеру».
Еще один предполагаемый исполнитель, по словам прокурора, арестован, и еще один остается на свободе. Имен этих людей он не назвал.
Одним из исполнителей теракта может быть 24-летний сириец Наджим ал-Лашрауи, подозреваемый также в подготовке терактов в Париже 13 ноября прошлого года. Утром 23 марта государственная телерадиокорпорация RTBF, ссылаясь на свои источники в брюссельской полиции, сообщила о его аресте, но впоследствии прокурор ван Лёв опроверг эту информацию, пояснив, что арестован другой мужчина.
Сообщения о розыске ал-Лашрауи появились еще 21 марта. В ходе расследования дела о терактах в Париже его ДНК было обнаружено на задействованных боевиками взрывчатых веществах (следствие предполагает, что он занимался их изготовлением), а также в убежищах, которые использовали террористы, в Бельгии: в квартире в местечке Овелэ на юге страны и в доме в брюссельской коммуне Схарбек.
Риск есть всегда
Уровень террористической угрозы в Бельгии остается стабильно высоким с ноября прошлого года, когда в результате терактов в Париже погибли более 130 человек и свыше 350 получили ранения: одним из ключевых подозреваемых оказался Салах Абдеслам, житель брюссельского района Моленбек — «исламского гетто», прозванного СМИ «колыбелью джихадизма». Полиция не понизила уровень угрозы и после ареста Абдеслама 18 марта, поскольку располагала данными о возможных атаках в Брюсселе. Непосредственно после взрывов в метро и аэропорту министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон повысил уровень террористической угрозы до максимальных четырех баллов и подтвердил эту оценку 23 марта.
Теракты в Бельгии в очередной раз спровоцировали дискуссию об уровне безопасности в странах Европы в условиях усиления террористической угрозы.
Боевикам удалось пронести взрывные устройства ко стойкам регистрации в багаже. Они беспрепятственно вошли в здание аэропорта — его вход не оснащен металлодетекторами. Как писала бельгийская газета L’Avenir 22 марта, глава полицейского профсоюза SLFP Police Венсан Жилль жаловался, что руководство аэропорта еще в ноябре прошлого года получало жалобы на низкий уровень безопасности на его территории и на недостаток ресурсов для эффективной работы полицейских, но не отреагировало должным образом. «Мы призывали министра внутренних дел увеличить минимальный нормативный штат полицейских, установленный шенгенскими соглашениями, в количестве 435 человек. Эта цифра была утверждена 15 лет назад!» — сокрушался он, поясняя, что такого количества для обеспечения эффективной работы уже недостаточно. Представитель профсоюза госслужащих CGSP Amio Пьер Госсенс в беседе с изданием жаловался на низкий уровень досмотра в аэропорту. По его словам, бывали случаи, когда людям удавалось проникать на взлетную полосу через отверстия в ограждении.
Как пишет издание Daily Beast, американские эксперты по борьбе с терроризмом обрушили шквал критики на бельгийские спецслужбы, которые оказались неспособны обеспечить безопасность населения, хотя неоднократно получали предупреждения об угрозе терактов от коллег из США. «Это дрянные методы работы», — сокрушался в беседе с изданием попросивший об анонимности старший офицер разведки США. Он сравнил сотрудников бельгийских спецслужб с «невежественными детьми». «Власти Бельгии как раз начали усиливать разведку и правоохранительные органы дополнительным персоналом. Но они не играли на опережение, а лишь реагировали на события, пытались их нагнать. Теперь мы видим ужасный результат этого», — рассказал MSNBC конгрессмен от Демократической партии Адам Шифф.
Раскритиковал силовиков и президент Турции Реджип Тайип Эрдоган. Он предположил, что Брюссель может вновь стать объектом терактов, а взрывы 22 марта можно было бы предотвратить, если бы бельгийские спецслужбы более ответственно подходили к своей работе. Как сообщает турецкое подразделение CNN, по словам Эрдогана, один из участников терактов, оказавшийся гражданином Бельгии, в июне 2015 года был задержан в турецком городе Газиантеп, а затем передан Бельгии. «Несмотря на наши предостережения, что это боевик, бельгийские власти не смогли связать его с терроризмом», — приводит его слова CNN.
Министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон заявил 23 марта, что власти не могут предотвратить все террористические атаки. «Мы боремся с профессионалами. Иногда случаются такие ситуации, как вчера. Риск есть всегда», — объяснил он в интервью радиостанции RTL [цитата по Bloomberg].
Как поясняет агентство, опасения отражают ограниченные возможности бельгийских полиции и разведки в борьбе с террористами. «Люди недооценивают объем ресурсов, необходимых для слежки. Нужны техника, переводчики. Обеспечить всем этим порой невозможно», — пояснил Bloomberg вице-президент охранной компании Stratfor, бывший специальный агент Госдепартамента США Скотт Стюарт.
По данным Европола, внутри границ Евросоюза находятся около 5 тыс. исламских боевиков. В одном только брюссельском Моленбеке, на территории 6 кв. км, менее чем за десять лет зародилось несколько террористических группировок, действующих по всему миру.
23 марта премьер-министр Франции Мануэль Валь заявил, что Евросоюз должен извлечь урок из случившегося в Брюсселе и значительно увеличить инвестирование антитеррористических мероприятий. Как уточняет CNN, по итогам встречи с президентом Еврокомиссии Жаном Клодом Юнкером в Брюсселе он сообщил, что «в ближайшие годы странам ЕС придется существенно увеличить инвестиции в системы безопасности», в частности в «живую силу и технологии».