ФСБ допросила журналиста Meduza по делу «Шалтая-Болтая»
Специальный корреспондент издания Meduza Даниил Туровский дал показания ФСБ по делу хакерской группировки «Шалтай-Болтай» («Анонимный интернационал»), которая стала известна после взломов переписки политиков и крупных бизнесменов. Об этом РБК сообщила адвокат Анастасия Саморукова, представляющая интересы одного из обвиняемых — Константина Теплякова. «Туровский допрашивался на стадии следствия. И он подлежит вызову в суд. Но вызывать ли его на процесс, решит прокурор, поскольку он свидетель обвинения», — уточнила адвокат.
«Да, меня опрашивали по делу», — подтвердил РБК Туровский, добавив, что допрос в ФСБ проходил в марте. От дальнейших комментариев он отказался, сославшись на то, что не имеет права говорить о деле подробно.
В 2015 году Туровский опубликовал в Meduza материал на основе беседы с неназванным руководителем хакерской группировки.
Мосгорсуд начал по существу рассматривать дело против Теплякова и второго предполагаемого хакера «Шалтая-Болтая», Александра Филинова, в августе. На первом заседании 10 августа адвокат Филинова Наталья Земскова ходатайствовала о приобщении к делу другой публикации — интервью, которое дал телеканалу «Дождь» скрывшийся за рубежом сооснователь «Шалтая-Болтая» Александр Глазастиков.
Судебное следствие по делу Филинова и Теплякова проходит в закрытом режиме. Материалы дела содержат персональные данные ряда частных лиц (например, их личные электронные адреса) и другие секретные сведения, пояснил ранее прокурор Дмитрий Надысев, попросивший 10 августа о закрытии процесса. Судья Олег Музыченко с ним согласился.
Филинову и Теплякову вменяется преступление по ст. 272 УК (неправомерный доступ к охраняемой законом информации).
В блоге «Шалтая-Болтая» размещалась информация из переписки высокопоставленных чиновников и бизнесменов. В том числе хакеры утверждали, что взломанная переписка принадлежала премьер-министру Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и гендиректору News Media Араму Габрелянову. Данные выставлялись на продажу. Например, переписку, якобы принадлежащую пресс-секретарю председателя правительства Натальи Тимаковой, предлагалось купить за 150 биткоинов, или $35 тыс.
Потерпевшими по делу официально признаны в том числе руководитель дирекции Сбербанка Евгений Кисляков, помощник президента России Андрей Белоусов и телеведущий Дмитрий Киселев. Объяснения по делу давали Тимакова и руководитель управления внутренней политики администрации президента Тимур Прокопенко, но следствие не нашло оснований для признания их потерпевшими.
В июле Мосгорсуд приговорил к двум годам колонии предполагаемого лидера группировки Владимира Аникеева. Дело в отношении него было выделено в отдельное производство, поскольку он признал вину. Судебный процесс проходил в особом порядке и занял всего два дня. 17 августа Аникеев был допрошен на процессе Филинова и Теплякова, рассказала РБК адвокат Саморукова и подтвердил защитник Аникеева Хазрет Бижоев. «Он подтвердил свои показания, данные не стадии следствия. Это подробные признательные, а в данном случае еще и изобличающие показания», — сказал Бижоев.
Кураторами хакерской группировки могли быть сотрудники ФСБ, следовало из признательных показаний Аникеева, — в них упоминался заместитель главы Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергей Михайлов, утверждал «Росбалт». По словам Аникеева, которые передавали источники «Росбалта», Михайлов курировал работу хакеров. В отношении Михайлова, его подчиненного Дмитрия Докучаева и сотрудника «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова в дальнейшем было возбуждено отдельное уголовное дело о госизмене. Впоследствии адвокат Аникеева опровергал, что его доверитель был знаком с сотрудниками спецслужбы.
Задержания по делу «Шалтая-Болтая» начались в октябре 2016 года. Изначально в деле «Шалтая-Болтая» было четверо фигурантов. Помимо Филинова, Теплякова и Аникеева это был Алексей Глазастиков — он успел до задержания покинуть страну и намеревался получить политическое убежище в Эстонии. В конце мая «Росбалт» сообщил, что следователи ФСБ установили пятого вероятного участника группы — это Андрей Некрасов по прозвищу Шляпник, который еще в 2015 году уехал в Литву и получил там политическое убежище. А в июле «Интерфакс» узнал, что в деле появился шестой фигурант — он тоже скрылся за рубежом и разыскивается; обвинение ему предъявлено заочно.