Суд допросил экс-командира батальона «Север» по «делу Немцова»
Показания Делимханова
Московский окружной военный суд во вторник, 17 января, допросил Алибека Делимханова, заместителя командира 46-й отдельной бригады оперативного назначения (одна из крупнейших в составе правоохранительных органов, и дислоцирована на Северном Кавказе) Национальной гвардии. Ранее он являлся командиром войсковой части № 4156, к которой относится батальон «Север». Алибек Делимханов приходится родным братом депутату Госдумы Адаму Делимханову, которого глава Чечни Рамзан Кадыров называет своим преемником.
Под командованием Алибека Делимханова служили заместитель командира батальона «Север» Заур Дадаев, которого следствие считает киллером, и непосредственный начальник Дадаева Руслан Геремеев. Последний, по словам адвокатов семьи Немцова, был организатором покушения.
После убийства, по версии СКР, Дадаев скрывался в квартире в доме на Веерной улице, где в ходе обыска 7 марта 2015 года было обнаружено командировочное удостоверение, в соответствии с которым Дадаев с 2 октября 2014 года был отправлен в Ингушетию с личным стрелковым оружием. Было найдено командировочное удостоверение и на имя Геремеева: с 27 сентября, также с личным оружием, он был направлен в Москву. Удостоверения подписаны Алибеком Делимхановым.
Как следует из ответа, который СКР получил от главного командования внутренних войск МВД (сейчас переведены в подчинение Нацгвардии), Дадаев и Геремеев в действительности не направлялись в командировки, а найденные командировочные удостоверения были выданы другим военнослужащим. В СКР пришли к выводу, что неустановленные лица имели доступ к гербовой печати воинской части и бланкам документов, отмечается в материалах дела.
«Были, наверное, какие-то командировки, отдельных бойцов отправляли. Но я не помню, чтобы подписывал командировочные, прошло много времени», — заявил Делимханов в ходе допроса. Из обвиняемых он узнал только Дадаева и вспомнил про Руслана Геремеева. Отвечая на вопрос об обстоятельствах гибели другого фигуранта дела, Беслана Шаванова, Делимханов отметил, что не может с уверенностью утверждать, участвовали ли его подчиненные в задержании обвиняемого.
Офицера батальона «Север» Шаванова должна была задержать Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом управления ФСБ по Чеченской Республике совместно со спецназом, однако он подорвался на гранате. Впоследствии судебно-психиатрическая экспертиза Шаванова показала, что фигурант дела не страдал психическими отклонениями, которые могли бы объяснить мотивы его самоубийства во время задержания. В ноябре 2015 года дело в отношении Шаванова было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам — в связи со смертью.
Делимханов также не смог ответить, проводилась ли в селе Джалка встреча Кадырова, Адама Делимханова и Руслана Геремеева в марте 2015 года после арестов фигурантов дела для обсуждения дальнейших шагов. Об обстоятельствах этой встречи писала «Новая газета».
Представитель гособвинения Мария Семененко зачитала суду справку об увольнении Заура Дадаева, согласно которой начальник войсковой части Делимханов после подачи рапорта лично провел с ним беседу. Офицер заявил, что об этой беседе не помнит.
Убийство Немцова
В декабре 2016 года адвокаты семьи Немцова Вадим Прохоров и Ольга Михайлова ходатайствовали о вызове в суд ряда лиц, которых они считают причастными к убийству Немцова. В их число попал и глава Чечни Рамзан Кадыров. Суд согласился допросить только Алибека Делимханова, а также Руслана Геремеева и его племянника Артура Геремеева, в чьей квартире на Веерной улице жили в Москве предполагаемые убийцы. Руслан Геремеев проходит по делу свидетелем и скрывается; суд в декабре не смог вызвать его на допрос.
Делимханов приходил на судебное заседание на прошлой неделе. Допрос тогда сорвался из-за его плохого самочувствия.
Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. Следствие пришло к выводу, что речь идет о заказном убийстве, за которое исполнители получили не менее 15 млн руб.
Всего исполнителей, по данным СКР, было шестеро: это Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и Беслан Шаванов. Последний при задержании подорвался на гранате. Остальные пятеро сейчас на скамье подсудимых, им вменяются убийство в составе организованной группы и незаконное хранение оружия. Фигуранты дела на суде заявили, что не признают вину. Сразу после задержания трое из них, включая Дадаева, сознались в убийстве, а затем отказались от показаний, заявив о пытках.
Обвинение в организации покушения было заочно предъявлено только Руслану Мухудинову, водителю Руслана Геремеева. Дело в отношении него расследуется отдельно, сам Мухудинов находится в розыске.