Предполагаемый организатор убийства Немцова не явился в суд
Неуловимый Геремеев
Экс-командир батальона внутренних войск «Север» Руслан Геремеев не будет допрошен в Московском окружном военном суде. Он не явился на заседание, передает корреспондент РБК из зала суда. На слушания также не пришли племянник Геремеева Артур и бывший командир войсковой части №4156, к которой относится и батальон «Север», Алибек Делимханов.
Вызвать Геремеевых и Делимханова на допрос суд постановил 6 декабря, удовлетворив ходатайство адвоката потерпевших Ольги Михайловой. Выполнить это оказалось невозможно, поскольку следователи не установили местонахождение Геремеева. Судья Юрий Житников отметил, что всем троим были направлены телеграммы.
Представители семьи Немцова неоднократно называли Геремеева организатором убийства политика, однако процессуальный статус бывшего военнослужащего не изменился: он проходит по делу в качестве свидетеля и ни разу не был допрошен. Как рассказывали собеседники РБК в Следственном комитете России (СКР), глава ведомства Александр Бастрыкин дважды не подписал заочное обвинение Геремееву, указав, что для этого недостаточно оснований.
Активные поиски Геремеева велись в течение нескольких недель после покушения на Немцова. Так, сотрудники СКР просили установить, где он находится, и доставить его в Следственный комитет. Эта просьба содержится в поручении от 16 марта 2015 года, которое сотрудники СКР дали управлению ФСБ по Чечне, говорится в ходатайстве. Такое же поручение от 18 мая 2015 года получил начальник оперативно-разыскного управления (ОРУ) 2-й службы ФСБ. В деле также есть повестка о вызове Геремеева на допрос. 31 октября следователи поручили ОРУ ФСБ вручить ее фигуранту дела.
Но это требование выполнено не было: оперативники ФСБ лишь однажды выехали по месту проживания Геремеева и позднее написали в отчете, что «дверь в домовладение никто не открыл».
Племянник Геремеева Артур согласно выписке из Росреестра был владельцем квартиры в доме №46 по улице Веерная, в которой проживали обвиняемые. Он также попал в объективы камер видеонаблюдения, установленных в домах №3 и 46 по Веерной улице.
Алибека Делимханова адвокаты семьи Немцова также считают одним из ключевых фигурантов: его подпись стояла на командировочных удостоверениях офицеров батальона «Север» Руслана Геремеева и предполагаемого киллера Заура Дадаева. Эти удостоверения были найдены во время обыска в квартире на Веерной улице.
Влиятельные родственники
Адвокаты просили допросить главу Чечни Рамзана Кадырова, депутата Госдумы Адама Делимханова, который является двоюродным дядей Руслана Геремеева и братом командира батальона «Север» Алибека Делимханова, командира управления вневедомственной охраны чеченского МВД Шарипа Делимханова, под чьим руководством служил Беслан Шаванов, и главу РОВД по Шелковскому району Чечни Ваху Геремеева, непосредственного руководителя Эскерханова, а также сотрудника МВД Чечни Асланбека Хатаева и бывшего полицейского Шамхана Тазабаева. Фигуранты дела служили в силовых структурах Чечни, были в родственных отношениях с руководителями и эти связи могли сыграть роль в деле, говорилось в ходатайстве.
«Отрадно, что суд сделал существенный шаг по сравнению со следствием. Потому что следствие отказывало нам, например, в допросе Алибека Делимханова. А он, между прочим, начальник той самой воинской части, из которой вышли Заур Дадаев, Беслан Шаванов и другие [исполнители убийства]», — пояснил РБК адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров.
Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту. Следствие пришло к выводу, что речь идет о заказном убийстве, за которое исполнители получили не менее 15 млн руб.
Всего исполнителей, по данным СКР, было шестеро: это Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и Беслан Шаванов. Последний при задержании подорвался на гранате. Остальные пятеро сейчас на скамье подсудимых, им вменяется убийство в составе организованной группы и незаконное хранение оружия. Фигуранты дела на суде заявили, что не признают вину. Сразу после задержания трое из них, включая Дадаева, сознались в убийстве, а затем отказались от показаний, заявив о пытках.
Обвинение в организации покушения было заочно предъявлено только Руслану Мухудинову, водителю Геремеева. Дело в отношении него расследуется отдельно, сам Мухудинов находится в розыске. Прохоров называл его «исполнителем высшего звена, но никак не организатором убийства».