Познер попросил Путина разъяснить закон об оскорблении чувств верующих
Телеведущий Владимир Познер в эфире «Первого канала» обратился к президенту России Владимиру Путину, патриарху Кириллу и главе Конституционного суда с просьбой разъяснить, является ли отрицание существования Бога нарушением Уголовного кодекса.
«Уважаемые зрители, считаю необходимым предупредить вас о том, что меня, возможно, привлекут к суду и приговорят к сроку», — заявил телеведущий, завершая свою передачу «Познер» на «Первом канале».
Он напомнил, что в прошлый четверг, 11 мая, Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал блогера Руслана Соколовского, сыгравшего в игру Pokemon Go в церкви, виновным в оскорблении чувств верующих. Как отметил телеведущий, в обвинительном приговоре говорилось, что оскорбление чувств «было сформировано через отрицание существования Бога», то есть атеизм.
«Хотел бы напомнить вам, что когда закон об оскорблении чувств верующих был принят, три с небольшим года тому назад, многие предупреждали, что он будет использоваться для преследования противников церкви. Вот оно и произошло», — констатировал телеведущий.
Он также отметил, что «когда-то за атеизм сжигали на кострах», и он не сомневается в том, что «и поныне есть люди, которые сожалеют о том, что этот способ борьбы с ересью более не применяется».
«Я, как известно, атеист. Следовательно, считаю, что Бога нет. Я не то что бы бегаю кругом и кричу: «Нету, нету». Но и не скрываю своих убеждений. Я хотел бы получить исчерпывающее разъяснение: исповедуя этот взгляд, я нарушаю Уголовный кодекс Российской Федерации? Может быть, патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что Бога нет? Может быть, председатель Конституционного суда скажет, имею ли я право думать то, что я думаю, и высказывать то, что я высказываю? Может быть, глава государства внесет ясность, не ожидает ли меня суд и, даст бог, извините за каламбур, «мягкий приговор?» — сказал Познер.
В пресс-службе Конституционного суда РБК заявили, что реакции на публичный вопрос Познера не будет. «У нас, в Конституционном суде, нет такого понятия как публичное обращение, на которое требуется реакция. Более того, закон категорически запрещает судьям высказываться о ситуации или обстоятельствах», — сказал собеседник РБК. Он уточнил, что законом предусмотрен формат обращения в Конституционный суд с обоснованной жалобой, когда гражданин уже прошел все нижестоящие инстанции и получил их решение, с которым не согласен.
В РПЦ заявили РБК, что вопрос привлечения к суду за атеизм не является вопросом церкви. «Согласно Конституции, в России есть свобода совести, которая предполагает, что атеистические убеждения являются законными», — сказал зампредседателя отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. В то же время он отметил, что отрицание существования Бога «может быть выражено в разных формах». И если оно выражено «в форме унижения достоинства верующих людей», то это недопустимо, пояснил представитель церкви.
Соколовский был осужден на три с половиной года условно. Его признали виновным по статьям «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», «Возбуждение ненависти либо вражды» и «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (ч. 1 и ч. 2 ст. 148, ч. 1 ст. 282, ст. 138.1 УК РФ). Замглавы синодального миссионерского отдела Московского патриархата, игумен Серапион (Митько) назвал приговор Соколовскому «мягким».