Москалькова заявила об отказе заводить дела о пропаже «казненных» в Чечне
Следственный комитет вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о пропаже в отношении 27 человек, которые были упомянуты в публикации «Новой газеты». Издание летом прошлого года сообщило, что в отношении всех этих людей в начале 2017 года была применена массовая внесудебная казнь.
Отвечая на вопрос Русской службы Би-би-си о списке «Новой газеты», Москалькова сказала: «Дело было возбуждено в отношении названных в этом списке граждан как выехавших в ИГИЛ (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) и участвующих в незаконной организации».
«Следственный комитет в отношении этих же людей как пропавших вынес постановления об отказе в возбуждении уголовного дела», — подчеркнула она.
Москалькова добавила, что следит за «движением дел». По ее словам, «новой информации» у нее на сегодняшний день нет.
«Новая газета» в июле прошлого года сообщила, что в Чечне в ночь на 26 января 2017 года произошла массовая внесудебная казнь, жертвами которой стали 27 жителей республики. Издание ссылалось на свои источники в управлении чеченского отделения Следственного комитета (СКР) и в администрации главы республики. По информации газеты, все они были задержаны в ходе массовых следственных действий на территории республики, начавшихся в середине декабря 2016 года, официально не оформлялись и официальных обвинений им не предъявлялось. Издание также опубликовало список имен погибших.
В июле прошлого года некоторые родственники пропавших людей рассказали Русской службе Би-би-си, что их забрали представители правоохранительных органов. От них потребовали написать заявления, что пропавшие люди уехали в Сирию или просто «ушли из дома и не вернулись».
Власти Чечни неоднократно отрицали публикации «Новой газеты» о массовой казни жителей республики. Так, министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров называл их «ложью» с «политической окраской», а также «всплеском нездоровой фантазии».
В сентябре 2017 года Москалькова со ссылкой на следственные органы Чечни сообщала, что по фактам исчезновения людей было возбуждено 18 уголовных дел. Было установлено, что двое умерли своей смертью, еще двое, которых считали убитыми, живы, рассказала тогда она. Тогда же омбудсмен подчеркивала, что будет проверять эту информацию.