Публикация о массовом расстреле в Чечне: главные факты и первая реакция
Что произошло
9 июля «Новая газета» опубликовала материал «Это была казнь. В ночь на 26 января в Грозном расстреляли десятки людей». В нем сообщалось, что в ночь на 26 января 2017 года в республике произошла массовая внесудебная казнь, жертвами которой стали 27 жителей республики. По информации издания, этих людей в разное время задержали по неопределенным причинам.
По данным «Новой газеты», расстрел произошел на территории дислокации полка патрульно-постовой службы полиции (ППСП) имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова. В момент предполагаемой казни там находились несколько высокопоставленных чеченских чиновников, в том числе замглавы МВД Чечни Апти Алаудинов, командир СОБР «Терек», начальник личной охраны главы республики Абузейл Висмурадов, командир ППСП Аслан Ирасханов и главы ОМВД тех районов Чечни, где были зарегистрированы задержанные.
После казни тела убитых «развезли» по разным кладбищам — и по мусульманским, и по христианским, где закопали «в наспех вскрытых могилах». Издание подчеркивает, что решение о внесудебной казни было принято «централизованно и спонтанно», при этом не уточняя, кем и при каких условиях.
«Новая газета» также опубликовала список имен погибших. Все они, по данным газеты, были задержаны в ходе массовых следственных действий на территории республики, начавшихся в середине декабря 2016 года, спецоперации по задержанию продолжились в январе. Согласно данным расследования «Новой газеты», задержанных не оформляли официально, им не предъявили обвинений, а просто поместили в подвалы и подсобные помещения отделов республиканской полиции.
По данным издания, в общей сложности были задержаны около 200 человек, некоторым из них предъявили обвинения по разным статьям Уголовного кодекса, в том числе в незаконном обороте оружия и участии в незаконном вооруженном формировании. Источник в чеченском МВД передал изданию список задержанных в январе, большая часть из них была взята правоохранительными органами в населенном пункте Шали — 28 человек. Журналистам «Новой газеты» удалось установить адреса этих людей, но их судьба остается неизвестной.
Редакция «Новой газеты» отмечает, что не может утверждать точно, произошла ли действительно в ночь на 26 января «беспрецедентная по своим масштабам внесудебная казнь». При этом убитых, по неподтвержденным данным издания, может быть еще больше — 56, однако дополнительных подробностей на этот счет газета не приводит.
Реакция Кремля
Первые комментарии из Кремля поступили спустя два часа после публикации. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле приняли к сведению информацию «Новой газеты».
«Да, мы видели эти сообщения, которые были опубликованы в одной из газет, мы приняли их к сведению, как и опровержения этой информации, которые были сделаны органами внутренних дел Чеченской Республики. Информация носит достаточно анонимный характер, непонятны источники информации», — сказал он.
Реакция в Чечне
Опровержения, о которых говорит Песков, в интервью телеканалу «Дождь» сделал министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров. По его словам, информация о массовом расстреле в республике является «ложью» с «политической окраской», а саму публикацию он назвал «всплеском нездоровой фантазии» автора материала.
«Я абсолютно уверен в том, что это не подкрепленная никакими доводами, источниками и доказательствами ложь, которая имеет совершенно определенную и очень яркую политическую окраску. Я всегда об этом говорил и повторяю в очередной раз», — сказал он.
«Эта так называемая статья, о которой вы говорите, — это очередной виток и всплеск нездоровой фантазии [автора статьи] госпожи Милашиной, которая, видимо, и дальше хочет развивать эту давным-давно позабытую тему [преследования геев в Чечне]. Ну это дело Милашиной», — добавил он. По мнению Умарова, «фантазии Милашиной и ее коллег из «Новой газеты» настолько обеднели и иссякли, что они вновь и вновь возвращаются к тем скандалам, авторами которых они были».
Глава Чечни Рамзан Кадыров пока не дал комментариев по поводу публикации.
Расследование «Новой газеты» о преследовании геев в Чечне
В апреле «Новая газета» опубликовала статью журналистки Елены Милашиной, в которой говорилось о массовых задержаниях в Чечне мужчин, заподозренных в гомосексуальности. По ее данным, среди задержанных оказались представители чеченского муфтията, «включая известных, влиятельных и близких к главе республики религиозных деятелей», а также двое известных чеченских телеведущих. Кроме того, журналисты сообщили, что им известны имена троих убитых мужчин, заподозренных в нетрадиционной сексуальной ориентации.
Через несколько дней «Новая газета» сообщила, что задержанных в Чечне геев отправляют в «секретные тюрьмы». Одна из таких тюрем, по данным издания, находится в городе Аргуне. Собеседники газеты рассказали, что задержанных избивали, пытали током и в лучшем случае выпускали за огромный выкуп.
Чеченские власти опровергли обвинения, заявив, что в республике геев нет и не было. «Я не удивлюсь, если завтра придумают историю про притеснение марсиан или троглодитов», — заявил министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что преследования геев в Чечне нет, более того — самих геев в республике тоже нет. «Народ тысячелетиями живет по другим правилам, которые предписаны Всевышним, диктуются нормами морали и этики отношений между людьми», — сказал он.
При этом правозащитники заявили, что вывезли из Чечни 40 человек, подвергшихся притеснениям со стороны местного населения и властей. Российские ЛГБТ-активисты сообщили, что порядка 80 чеченских геев обратились к ним за помощью.
В конце мая уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила о том, что направила главе Следственного комитета Александру Бастрыкину запрос по поводу возможного преследования геев в Чечне.
Реакция правозащитников
Москалькова рассказала РБК, что получила информацию о казнях в Чечне от «Новой газеты» еще в марте 2017 года и она уже докладывала об этом президенту Владимиру Путину. Она также отметила, что направляла запрос в связи с этой информацией в Следственный комитет и власти проводят проверку информации.
Москалькова добавила, что власти установили, что два человека из списка «Новой газеты» не проживали в Чечне, идет проверка данных о других людях. Уполномоченный по правам человека отметила, что она проводится «медленнее, чем могла бы».
Председатель Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов сообщил, что у него не было информации о казнях в Чечне до публикации «Новой газеты». «Что касается Чечни, то мы занимаемся только старой историей о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и по этому поводу у нас есть конкретные обещания главы Чечни, Следственный комитет этим занимается. А новой информации о казнях у нас нет», — сказал он.
При этом член совета, председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин сообщил РБК, что информация о массовых расстрелах в Чечне была ему известна и до расследования «Новой газеты», но базировалась на слухах.
«Но это были слухи, а мы не можем использовать слухи как основание для своей работы. Более того, у нас есть информация и о других эпизодах в Чечне, когда люди были задержаны и пропадали без вести, но мы их пока не можем проверить», — заявил он.
По словам Каляпина, Комитет против пыток сможет включиться в работу, если туда обратятся родственники погибших или если Следственный комитет начнет проверку по факту публикации. «И тогда мы с удовольствием проследим, чтобы эта проверка велась качественно», — добавил Каляпин.