Суд оштрафовал избитого волонтера штаба Навального
Замоскворецкий суд Москвы приговорил к штрафу в 500 руб. Александра Туровского, волонтера московского предвыборного штаба оппозиционера Алексея Навального. Такое решение приняла судья Елена Аверченко, передает корреспондент РБК. Туровский был задержан рано утром 6 июля при обыске в штабе Навального по делу о применении насилия к сотрудникам полиции на акции 26 марта. Ему вменялось нарушение по статье «неповиновение законному распоряжению представителя власти» (ст. 19.3 КоАП).
В начале суда адвокаты Туровского ходатайствовали о проведении судмедэкспертизы, поскольку при задержании волонтер получил черепно-мозговую травму и ушибы. Его предполагаемое избиение полицейскими стало также поводом для заявления в полицию, уточнил адвокат Андрей Скрипниченко. Рассмотрение протокола на Туровского должно было состояться накануне, но суд сорвался из-за его госпитализации. В четверг защита успела потребовать вызова в суд полицейских, которым якобы сопротивлялся оппозиционер. Как выяснилось, это ходатайство из дела пропало, и заявлять его пришлось повторно.
Впрочем, один из силовиков — боец-снайпер Росгвардии Михаил Глуховский — захотел выступить в суде сам: «Мы оказывали силовую поддержку при проведении спецмероприятий сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. Нас предупредили, что внутри здания один или несколько человек спортивного телосложения будут оказывать нам сопротивление. Мы прошли в одну из комнат и обнаружили там, как выяснилось, Туровского. Он лежал на матрасе, мы кричали: «Руки за спину! Полиция!». При виде нас он начал засовывать руки под одеяло. Мы восприняли это как угрозу нам и сотрудникам ЦПЭ, поскольку там могло быть оружие — нож, пистолет». «Я предполагал, что внутри будут вооруженные экстремисты», — признался Глуховский.
Во время визита полиции в штабе дежурил только Туровский, позднее в четверг он вышел на связь с соратниками и сообщил, что с раннего утра находился в ОВД «Замоскворечье», где на него составили протокол о неповиновении полицейским. Омоновцы применили к Туровскому «боевые приемы самбо для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции», следовало из рапорта Глуховского. По версии полицейских, применить силу к волонтеру пришлось, поскольку тот «мешал проведению следственных действий». «Мы не можем закрыть штаб снаружи, у нас есть внутренние щеколды, поэтому нужно, чтобы внутри ночью кто-то был. Я спал в комнате с матрасом и проснулся от гула шагов в штабе, понял только, что это явно посторонние. Все, что я успел сделать — схватил телефон и стал снимать видео со вспышкой. Когда я начал вставать с матраса, забежала толпа, сказала: «Здравствуйте» и меня тут же оглушили ударом», — рассказал Туровский журналистам перед судебным заседанием. По его словам, у него выбили телефон из рук и продолжили какое-то время наносить удары по голове. «Я никак не сопротивлялся, только закрывал лицо руками, чтобы меня не убили» — пояснил соратник Навального.
В ОВД «Замоскворецкий» Туровский пробыл несколько часов, а оттуда его увезли в суд. Там активисты штаба Навального вызвали Туровскому скорую, которая вместе с двумя полицейскими увезла его в НИИ им. Склифосовского. В больнице активисту диагностировали сотрясение мозга и сделали пункцию, его состояние оценивалось как тяжелое. У Туровского обнаружили закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы мягких тканей. «Сотрудники находились в моей палате и очень язвительно вели себя, позволяли себе оскорбления, какие-то оценки моей личности. Говорили, что я — «девочка» — лежу в больнице, а мог бы проследовать с ними в отдел. Я не мог нормально отдохнуть, попросил их просто выйти и как-то по-человечески относиться. Они отказались». Полицейские заявляли врачам, что пациент должен проследовать с ними в участок, им помешала заведующая отделением: она настаивала, что Туровского лучше оставить в отделении хотя бы на ночь. В то же время одна из медсестер много общалась с полицейскими, язвила вместе с ними над Туровским и требовала его разогнать собравшихся под окнами больницы соратников. Около 8:50 утра 7 июля Туровского, с его слов, вывели из больницы через черный ход и вновь повезли в ОВД.
Обыски накануне прошли в штабах оппозиционера в нескольких городах, в том числе в Вологде, Орле, Астрахани. В большинстве случаев полицейские изымали листовки и газеты штаба и ссылались на анонимное заявление о том, что в штабе хранятся экстремистские материалы. В Москве же полиция объяснила следственные действия жалобой ООО «Паритет МГ», которое арендовало помещение в том же бизнес-центре, что и штаб Навального. При этом претензии были адресованы не штабу, а собственнику здания компании «Балчуг Эстейт», которая якобы нарушила условия договора с субарендатором.