Глава РАН напомнил о вкладе российского ученого в нобелевку американцев
Избранный на прошлой неделе президент Российской академии наук, специалист в области физики Александр Сергеев, комментируя присуждение Нобелевской премии по физике в 2017 году за обнаружение гравитационных волн, указал, что в этом открытии есть заслуга и «наших ученых». Об этом говорится в комментарии Сергеева, поступившем в распоряжение РБК.
«Мы не говорим «открытие», потому что гравитационные волны были открыты на «кончике пера» Альбертом Эйнштейном. То, что произошло в 2015 году и то, о чем мир узнал в феврале 2016 года — это экспериментальное подтверждение гравитационных волн», — пояснил глава РАН.
Как подчеркнул академик, данное открытие является, во-первых, «триумфом человеческой мысли», а во-вторых, «триумфом оборудования». Он пояснил, что сначала теоретики долгое время «исследовали возможности, где эти волны, в каких ситуациях могут быть возбуждены и как их зафиксировать», а затем, в 1990-х годах, была создана обсерватория для фиксации гравитационных волн.
«То, что используется сейчас для фиксации гравитационных волн — это новейшие средства и новейшее оборудование. И два десятка лет назад еще невозможно было представить, что гравитационные волны будут зафиксированы», — сказал Сергеев.
При этом, как отметил Сергеев, третьим важным моментом является вышедшая в 1962 году, через два года после открытия лазера, статья. В ней была предложена схема использования лазерного излучения для фиксирования гравитационных волн. По словам главы РАН, предложенная схема в теоретической статье была «предтечей того, что американцы сделали позже».
«И могу сказать, что первое слово в обнаружении гравитационных волн сказали наши ученые. Владислав Иванович Пустовойт, наш ныне здравствующий, заслуживает того, чтобы быть в числе нобелевских лауреатов по обнаружению гравитационных волн. Потому что в статье, где он является соавтором, была предложена та схема, которая потом была реализована», — указал Сергеев.
«Те, кто получил нобелевскую премию, я их знаю, они действительно выдающиеся ученые. Бэриш — интересный человек, который пришел в теорию гравитационных волн из ускорительной физики. Он был одним из создателей техасского суперколлайдера. И американцы очень прозорливо решили бросить эту команду строителей суперколлайдера на эту задачу — обнаружение гравитационных волн», — сказал Сергеев.
«Вообще идея использования интерферометра для детектирования гравитационных волн в свое время — в 1960-х годах — была предложена российскими учеными, но реализовать идею смогли США, и то не одни (с помощью более 1 тыс. ученых из LIGO. — РБК)», — сказал РБК доктор физико-математических наук МГУ Валерий Митрофанов.
Ранее во вторник, 3 октября, Нобелевский комитет назвал лауреатов премии этого года по физике. Ими стали американцы Райнер Вайс, Барри Бэриш и Кип Торн. Премия им будет вручена за работу по обнаружению гравитационных волн.