Путин призвал избежать дефицита лекарств из-за проблем с лицензированием
Ужесточение лицензирования медицинских товаров не должно привести к их дефициту, заявил президент России Владимир Путин. Он также подчеркнул, что усиление контроля за регистрацией импортных товаров должно сопровождаться ростом производства.
«Ни в коем случае нельзя допускать дефицита, но в то же время так отрегулировать, чтобы ужесточение этого лицензирования шло параллельно с ростом ваших возможностей по выпуску товарной продукции», — заявил Путин на встрече с «Клубом лидеров по продвижению инициатив бизнеса» (цитата по «Интерфаксу»).
Президент отметил, что основной задачей в этой ситуации является не допускать искусственного дефицита. «Самое главное — не создать искусственный дефицит и людям не создать проблем», — подчеркнул Путин.
Президент также согласился изучить возможность принудительного лицензирования в России патентованных лекарств, если аналогичная практика существует в мире. «Нужно проанализировать юридическую сторону этого дела, и если такая практика существует, если в других странах это применяется, то нужно внимательно изучить, чтобы не подставиться, не получить дополнительные проблемы», — сказал Путин в ответ на выступление одного из участников встречи, который предложил идею принудительного лицензирования в России патентованных лекарств в случае возникновения эпидемий.
Участник встречи отметил, что такая практика существует в ряде других стран, в частности в Бразилии и Индии. Путин в свою очередь назвал принципиальным вопросом урегулирование возможных противоречий с обладателями патентов на указанные лекарства.
О том, что введение новых требований к иностранным фармкомпаниям с 1 января 2016 года вызвало проблемы с попаданием иностранных лекарств на российский рынок, ранее заявлял директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. Из-за новых мер иностранные компании не могут начать регистрировать в России новые препараты, если не получат предварительное заключение о соответствии международного сертификата GMP, который им присвоен, российским стандартам, говорил Шипков. Однако сделать это невозможно, так как Минпромторг не наделил ни одно ведомство полномочиями проводить инспекции лекарственных заводов за границей, подчеркивал Шипков в интервью «Коммерсанту».
Как выяснил РБК, с проблемой поставок в Россию также столкнулись производители вакцин. Среди них — крупнейшие фармкомпании Sanofi и GlaxoSmithKline (GSK). В частности, «Санофи Пастер» (подразделение вакцин группы Sanofi) уведомила получателей, что поставила партию вакцины «Пентаксим» в Россию в необходимых для рынка количествах еще осенью 2015 года, но в связи с изменением процедуры сертификации «лаборатории сертификационных органов провести ее в настоящее время не могут», поэтому партия «Пентаксима» «все еще не выпущена в оборот». Аналогичная ситуация сложилась и у GSK с партией вакцин «Инфанрикс Гекса» и «Хиберикс».
После публикации РБК о дефиците вакцин «Открытая Россия» Михаила Ходорковского обратилась в правительство, Генпрокуратуру, ФСБ и Минздрав с просьбой решить эту проблему.
Ранее, в январе этого года, глава ФАС Игорь Артемьев направил письмо в Минздрав с предложением об отмене клинических исследований для лекарственных препаратов, зарегистрированных в США и ЕС. В письме говорилось, что обязательное проведение исследований в России задерживает выход новых препаратов на российский рынок. В нем также говорилось, что некоторые фармацевтические компании отказываются от исследований в России, так как это может занять от года до нескольких лет. В ФАС отмечали, что это требование снижает доступность препаратов для российских пациентов.
В Минздраве заявили о проработке этой идеи. «В настоящее время данные предложения прорабатываются совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», —заявили в Минздраве.
При этом в Минздраве подчеркивали, что установленный порядок не лишает пациента возможности получать терапию лекарством, не прошедшим регистрацию в России. «Допускается возможность ввоза незарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для лечения конкретного пациента по решению врачебной комиссии на основании разрешения на ввоз, выданного Минздравом России. Такие разрешения выдаются в срок, не превышающий пяти дней (в подавляющем большинстве случаев двух дней)», — уточнили в Минздраве.