Профессор РАН рассказал о «конспирологическом синдроме» антипрививочника
История пандемий связана с социальными конфликтами, в ней всегда можно обнаружить охоту на ведьм, суеверия, которые связывают заболевание с происками темных сил, рассказал в интервью РБК профессор РАН, куратор связанных с COVID исследований в Институте психологии Тимофей Нестик.
Вера в конспирологические теории о коронавирусе помогает человеку вернуть контроль над ситуацией, восстановить осмысленную картину мира. «Мы защищаем себя верой в то, что знаем, кто виноват, что это [пандемия] случилось из-за преступных действий какой-то группы людей», — объяснил он. Также вера в теорию, даже абсолютно антинаучную, способна поднять самооценку, так как человек получает эмоциональную поддержку со стороны других таких же последователей теории заговора.
С другой стороны, фактор общности может препятствовать разубеждению человека, поверившего в конспирологию: отказ от убеждений вызовет напряжение с другими членами группы. Поэтому выйти из подобного общества сложнее, чем попасть в него.
«Если человек верит в одну теорию, то с высокой вероятностью он поверит и в другую. Это своего рода синдром. <...> Но влияние теорий заговора может неожиданно повлиять на поведение человека. К примеру, есть зарубежное исследование, которое показало, что представление о коронавирусе как биологическом оружии повышало готовность людей соблюдать санитарно-эпидемиологические требования», — сказал Нестик, добавив, что данные Института психологии РАН такой связи все же не выявили.
В России силен страх перед вакцинацией из-за того, что люди легче верят в то, что их в очередной раз хотят обмануть, нежели в то, что кто-то старается сделать что-то хорошее, говорил ранее в интервью РБК главный врач Психиатрической больницы № 1 им. Н.А.Алексеева («Кащенко») Георгий Костюк.
Популярность разных теорий заговора и конспирологии у россиян Костюк объясняет традиционными представлениями о жизни, к примеру, «не очень образованные» религиозные люди верят во внедрение так называемого числа зверя 666 в QR-коды. «Эти архетипы есть, но люди не понимают, что это за 666, как оно попало в библейские тексты, какой смысл несло. <...> Видимо, есть что-то такое в традиционных наших представлениях о жизни и об общественном договоре «народ — власть», что формирует такие страхи», — рассуждает главврач «Кащенко».
Как ранее узнал РБК, власти обсуждают возможные названия документа, который будет содержать QR-код. Сейчас в числе вариантов названия фигурируют: «паспорт здоровья», «зеленый паспорт», «ковипасс» и другие. К «QR-коду» отрицательно относятся чуть больше 50% россиян, среди которых есть как вакцинированные, так и не получившие прививку от коронавируса, говорил один из собеседников со ссылкой на закрытые социсследования. Некоторые люди считают слово «QR-код» сатанинским, оно также вызывает ассоциации с ограничением свободы, пояснял собеседник РБК.