«Мираторг» подлечит европейцев
«Мираторг» пока не может накормить своими наггетсами европейцев, но уже собирается их лечить. Компания ведет переговоры с западными компаниями о поставках им отходов от переработки животных, которые используются для изготовления гепарина. Это лекарство применяется при лечении инфаркта миокарда и раковых заболеваний. В России нет подобных технологий, поясняет вице-президент «Мираторга» Александр Никитин, почему отправляет продукцию на Запад. Это позволит компании повысить рентабельность в условиях обострения конкуренции и роста издержек.
О том, что ведущий российский производитель свинины «Мираторг» договаривается с европейскими компаниями о поставках им слизистой оболочки кишечника животных, из которой изготавливают субстанцию для производства гепарина, РБК daily рассказал вице-президент компании Александр Никитин. «Мы собираемся продавать достаточно специфичный продукт. В России нет мощностей по его переработке, — отметил он. — Даже в Европе всего два предприятия, которые владеют этой технологией». Условия сделки г-н Никитин не раскрывает до завершения переговоров.
Гепарин препятствует свертываемости крови, применяется при лечении инфаркта миокарда, тромбофлебита, раковых заболеваний.
Как оказалось, наладить поставки в Европу побочной продукции даже проще, чем собственно мясной продукции. «Если они жестко защищают рынок от поставок мяса, то поставки продуктов глубокой переработки отходов не регламентируют», — пояснил Александр Никитин.
По его словам, несмотря на маленькие объемы получаемых побочных продуктов в масштабе общего производства, экономика их переработки получается интересная: «Побочные производства достаточно быстро окупаются и при этом положительно влияют на общую экономику предприятия». По данным компании, продажа побочных продуктов дает 0,3% от общего объема выручки мясоперерабатывающего предприятия. Выручка комплекса за 2012 год составила 23 млрд руб.
По словам г-на Никитина, еще на стадии проектирования бойни в 2007 году делалась ставка на максимальную глубину переработки свиньи. В начале 2009 года мясоперерабатывающий комплекс был введен в эксплуатацию. Сегодня его мощности позволяют забивать 3 млн голов в год и получать 290 тыс. т свинины в убойном весе. Инвестиции составили 6,6 млрд руб.
Сейчас на предприятии проходит забой, обвалка свиной туши, розничная упаковки кусков, производство пищевого жира, а также переработка костей в мясокостную муку и технический жир, «красных» и «белых» внутренних органов для производства кормов для домашних животных. К первым относятся сердце, печень, почки, ко вторым — селезенка, легкие, трахеи и прочее. «Производители кормов для животных покупают у нас большие объемы этих продуктов переработки, а также мясокостную муку и пищевой жир», — добавил г-н Никитин. На изготовление кормов для животных идут также и продукты переработки крови животных — альбумины.
«Если договоримся с европейцами, от свиньи вообще ничего не останется, кроме души», — радуется глава «Мираторга».
Стратегия развития компании отличается от «стандартного» пути развития в отечественном сельском хозяйстве, считает президент консалтинговой группы АВИС Наталья Яковлева: «Обычно российские специалисты в нашей отрасли оглядываются друг на друга — есть ли российский опыт применения той или иной технологии. Никто не хочет быть первым в инновациях. Но «Мираторг» анализирует не то, что происходит в России, а исследует и внедряет мировой успешный опыт индустрии».
Большинство свиноводов, опрошенных РБК daily, дальше производства мясокостной муки не идут. К примеру, на мясоперерабатывающем заводе компании «Агро-Белогорье», второго производителя свинины в России, действует оборудование для сушки крови, которую в дальнейшем используют в комбикормовой промышленности, рассказал представитель компании. В этом году агрохолдинг запустил еще один перерабатывающий комплекс, продуктом производства которого является мясокостная мука, технический и кормовой жир.
Начиная с 2012 года в большинстве отраслей сельского хозяйства, которые еще недавно демонстрировали высокую маржинальность, прибыльность стала постепенно сокращаться, напоминает главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко: «Это усугубляется рядом негативных последствий ВТО — обострением конкуренции с импортом в секторе свиноводства, например, а также замедлением роста спроса и инфляцией издержек». В этих условиях логично, что лидеры отрасли обращают внимание на жесткое управление себестоимостью, в том числе в сфере утилизации отходов, добавила г-жа Снитко.