Власти помешали дальнобойщикам провести массовую акцию на МКАД
В понедельник должна была состояться самая масштабная с начала волнений дальнобойщиков акция протеста. Желание заблокировать МКАД, чтобы продемонстрировать властям свой протест против новой системы «Платон», высказывали представители 17 регионов России.
Однако на выходных ситуация изменилась, и глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов призвал водителей большегрузов «дать президенту возможность прекратить этот бардак», отменив «Платон», и положить конец социальным волнениям до 3 декабря.
К его призыву прислушались не все: о своем желании «пойти маршем на Москву» РБК в воскресенье вечером сообщили дальнобойщики из Петербурга, Вологды, Нижнего Новгорода, Архангельска и Ярославля.
Примерно тогда же в соцсетях стали появляться сообщения о том, что на постах ДПС задерживают грузовики под разными предлогами, пустые фуры разворачивают и не пускают в сторону столицы, а водителей груженых фур просят заполнить расписку о неучастии в акциях протеста.
Один из координаторов в Петербурге, Александр Расторгуев, рассказал РБК, что за сутки его задерживали трижды: дважды — за не оплаченный в мае штраф, причем во второй раз он уже был покрыт, и еще один раз — по подозрению в фальсифицированных документах на автомобиль. Таким образом, говорит координатор, выехать в Москву ему не удалось.
Утром в понедельник корреспондент РБК проехал по МКАД от станции метро «Теплый Стан» до Химок и по Ленинградскому шоссе до аэропорта Шереметьево. Ничего похожего на акцию протеста по пути с семи до девяти утра замечено не было.
Колонны фур рассеивают еще до Москвы, а пустые фуры на постах ДПС вообще не пропускают, рассказал РБК координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Большую часть фур из Дагестана не выпустили при выезде из республики.
По словам Войтко, если кому и удается прорваться через посты ДПС, то только по одной-две машины, колонны фур разбивают. Эту информацию подтвердил РБК корреспондент «Эха Москвы» Арсений Веснин, который едет на фуре с дальнобойщиками из Петербурга.
Ближайшие дальнобойщики, которых можно встретить в колонне, находятся в Вологде, говорит Войтко.
Дарья Зеленова, приехавшая в Москву из Нижнего Новгорода с отцом-дальнобойщиком на акцию протеста, рассказала РБК, что большую часть фур из Нижнего Новгорода в Москву не пропустили на постах ДПС. Гаишники разворачивали автомобили под разными предлогами. В итоге они с отцом добрались до столицы на легковушке, поездили рано утром по МКАД в поисках коллег и никого не нашли.
Проблема тех, кто добрался, заключается в полной раскоординированности действий, говорит Зеленова, нет слаженных действий и единого координационного центра. Водители связываются в основном по рациям или через группу «Дальнобойщик» в соцсети «ВКонтакте».
Веснин охарактеризовал организацию акции как «бардак». Еще ночью на полпути к Москве фура, на которой он ехал, остановилась, так как по рации прошла информация, что акция отменяется. Потом водитель принял решение продолжать путь.
Журналист Сергей Городишенин из Вологды, который также доехал до Москвы вместе с дальнобойщиком на легковушке, рассказал РБК, что из Вологды не пускали даже груженые фуры — через посты ДПС пропускали только грузовики со скоропортящимися продуктами и с легковоспламеняющимися материалами.
«Многих ребят (из Вологды. — РБК) не допустили до Москвы. Никогда еще в понедельник МКАД не двигалась так быстро, несмотря на погоду, посты на подступах к Москве сделали свое дело», — отметил он, добавив, что грузовых автомобилей на кольцевой дороге «очень мало».
Большую часть грузовиков из Дагестана остановили на границе республики с Калмыкией, говорит дагестанский дальнобойщик, который представился Могамедом-Гаджи. «Кизляр, граница с Калмыкией — все забито фурами», — говорит он. Грузовые машины не пропускают ни туда ни обратно, при этом неважно, груженые они или пустые. В результате на границе регионов образовалась гигантская пробка из грузовиков.
«На всех постах на выезде из Дагестана машины останавливали, спрашивали, куда едем, у некоторых забрали техпаспорта на машины, требовали расписку о неучастии в акции, но мы отказались», — говорит он. По словам Могамеда-Гаджи, изначально он ехал в колонне из 50 машин, таких было несколько. Когда впереди идущие машины передали по рациям, что колонны не пропускают, решено было разбиться по небольшим группам, но это не помогло. «Все равно на каждом посту останавливают, придираются по пустякам, провоцируют, грубые слова говорят», — жалуется дальнобойщик.
Сейчас он в составе колонны из 20 фур находится в Михайловке Волгоградской области. У постов на подъезде к Михайловке Могамед-Гаджи проехал еще несколько таких групп по 10–20 машин.
Его коллега из Дагестана Шамиль, которому удалось доехать до Москвы на пустой фуре, на постах ДПС говорил, что едет в столицу на погрузку. Могамед-Гаджи говорит, что он и его коллеги твердо намерены дойти до Москвы «во что бы то ни стало».
Дальнобойщики жалуются на постоянные проверки на всех постах ДПС — сотрудники дорожной инспекции останавливают грузовики и проверяют документы. По мнению Расторгуева, это делается, чтобы затруднить движение большегрузов к Москве. «По рации то и дело поступали жалобы от водителей фур, которые везут в Москву товар, — они, может, и не собирались участвовать в акции, но даже они уже в бешенстве от такого отношения со стороны властей», — говорит он.
Впрочем, глава профсоюза Котов в разговоре с корреспондентом РБК отмечал, что, если 3 декабря система «Платон» не будет отключена, 4 декабря водители из регионов все-таки поедут на Москву.
Власть пытается заглушить протест двумя способами: с одной стороны, идет на небольшие уступки, с другой — как обычно, применяет силу, чтобы каким-то образом затормозить протестное движение, констатирует директор Центра политических технологий Игорь Бунин.