«Не озлоблять молодежь»: почему в Думе заступились за арестованных
Вступились за протестующих
В четверг днем, 30 марта, ЛДПР призвала освободить молодых людей, задержанных на митингах против коррупции в прошедшее воскресенье. «Возможно, они нарушили установленный порядок. Но это молодые люди, и уже сам факт задержания стал для них хорошим уроком на будущее. Кто-то поддался пропаганде, кто-то пришел из любопытства. Не стоит еще больше озлоблять молодежь, держа их в заключении», — говорилось в заявлении на сайте партии.
Председатель ЛДПР Владимир Жириновский решил выступить с таким призывом в среду вечером, после того как «разобрался с ситуацией, почитал прессу и отклики задержанных», пояснил РБК источник во фракции. По его словам, политик, возможно, вернется к этому вопросу на пленарном заседании в следующую среду.
«Трусливое молчание как властей, так и официозных СМИ [по поводу митингов] уже вызывает общий смех, — написал в ЖЖ вице-спикер Думы от ЛДПР Игорь Лебедев. — Теперь что ни скажи — глуповато получится. Заявлениями уже не отбрехаешься, нужен полноценный диалог. А как его вести? Что предложить народу? Нет предложений? Это у вас нет. А у нас — есть. Я имею в виду не только ЛДПР, а всю думскую оппозицию». По его мнению, активисты выходили на митинги не против премьера, а против неуверенности в завтрашнем дне. Вице-спикер предупредил, что если школьников на акциях забирает полиция, то вместе с ними завтра на акции могут прийти «родители, друзья и друзья родителей, а это в три-четыре раза больше людей».
Источник РБК во фракции «Единой России» считает «странным комментировать инициативу Жириновского» и рекомендовал «обратиться с этим вопросом в правоохранительные органы».
26 марта в Москве и десятках других крупных городов России прошли антикоррупционные митинги, участники которых требовали у власти реакции на фильм Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального «Он вам не Димон». Авторы фильма-расследования рассказывали о недвижимости и земельных участках, которыми владеют фонды, связанные, как указывает ФБК, с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Самой масштабной стала московская антикоррупционная акция — в ней приняли участие, только по официальным данным, 8 тыс. человек. Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш оценила количество протестующих в 25–30 тыс. человек в Москве и не менее 150 тыс. в целом по стране. При этом более 1 тыс. человек были задержаны по итогам акции. 63 человека находились под арестом в столице по состоянию на четверг днем, согласно сводной таблице штаба помощи задержанным от «Городских проектов» и «Открытой России» (имеется у РБК).
Помочь протестующим готовы в остальных оппозиционных фракциях. Депутат Думы «Справедливой России» Олег Шеин сказал РБК о полной поддержке требования немедленно отпустить вообще всех задержанных. «Не знаю пока, какое мнение у фракции, но, думаю, это было бы единственно правильное решение. Драконовские нормы о наказании за митинги вообще надо немедленно отменять», — сказал он. По мнению Шеина, тот факт, что об этом стали публично говорить представители ЛДПР, связан с тем, «что повестка поменялась, и чтобы оставаться в ней, парламентская оппозиция должна менять свою риторику».
Депутат от КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков попросил прокуратуру Москвы проверить обстоятельства задержания людей на митингах, рассказал коммунист РБК. В запросе он выделил ситуацию с ОВД по району Метрогородок, где к задержанным в ночь на 27-е число не допускали адвокатов и не давали им еду. Коммунист просит прокуроров проверить нарушения при задержаниях и принять соответствующие меры.
Параллельно депутат от КПРФ в Госдуме Валерий Рашкин попросил Генпрокурора Юрию Чайку проверить действия МВД при задержаниях (запрос есть у РБК). В заявлении говорится, что хоть мэрия и заявляла о том, что полиция во время акций протеста действовала профессионально, однако, по данным СМИ, были грубо нарушены права граждан на допуск к задержанным и их встречу с адвокатами. Рашкин заявил РБК, что поддерживает идею отпустить всех задержанных на акциях протеста.
За день до заявления ЛДПР, в среду утром, в Думе и Совете Федерации призвали премьер-министра ответить на обвинения в расследовании ФБК. На брифинге в Госдуму лидер справороссов призвал власть публично рассказать о деятельности близкого к премьеру фонда, упомянутого в расследовании команды Навального. Источник РБК в «Справедливой России» признавал, что позиция — критиковать ли Медведева — изменилась буквально в последний момент: «Еще несколько дней назад говорилось, что мы никак не реагируем ни на расследование Навального, ни на призывы КПРФ провести свое, парламентское расследование».
Одновременно с Мироновым на тему протестных акций выступила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. «Власть не должна просто констатировать либо делать вид, что ничего не происходит», — подчеркнула спикер верхней палаты парламента, призвав «не прятать голову под крыло». А сенатор от Иркутска Вячеслав Мархаев предложил потребовать от Генпрокуратуры расследования всех фактов, связанных с доходами и имуществом премьера Медведева.
Ранее 24 марта во фракции КПРФ в Госдуме предложили проверить факты из расследования ФБК Навального о премьер-министре.
Политолог Евгений Минченко связывает идею парламентских партий отпустить задержанных после несанкционированных митингов с попыткой набрать политических очков. «Оппозиционные партии не хотят терять инициативу, отдавать ее кому-то другому. И они позиционируют себя как силы, поддерживающие протестующих. И, более того, в отличие от Навального они представляют себя как силы, которые могут оказать реальную помощь, используя парламентские механизмы», — сказал он.
Депутаты из оппозиционных партий могут «кидаться» на Медведева, но это не означает, что они «готовы всерьез провести кампанию по смещению» правительства, полагает политолог Глеб Павловский. «Скорее, это отработка информационного повода», — заключил он. «Рост протестных настроений очевиден, и оставаться лояльным нет никакого смысла. В моде — протест и оппозиционность», — прокомментировал политолог Аббас Галлямов.
Кремль меняет тактику
После активизации обеих палат по вопросу митингов в четверг ситуацию вокруг них впервые прокомментировал президент России Владимир Путин. На Международном арктическом форуме в Архангельске он назвал неправильным использование протестов для «самораскрутки на политической арене в преддверии каких-то политических событий, в том числе выборных кампаний». Несанкционированные акции протеста привели к «арабской весне» и смене власти в Киеве, заявил Путин. «В какой хаос погрузили эти события нашего соседа, Украину, мы тоже хорошо знаем», — сказал президент.
Высказывания президента Минченко назвал «увещеваниями мудрого и опытного человека», о том, что все эти сценарии уже проходили и следует учиться на чужих ошибках.
В Кремле попробуют диверсифицировать тактику по отношению к участникам митинга 26 марта, уверена политолог Татьяна Становая. По ее мнению, в отношении организаторов акций протеста будет проводиться не слишком репрессивная, но тем не менее жесткая линия.
А вот с участниками власти попробуют вступить в диалог и выяснить их мотивацию. «Заявление Путина вписывается в эту модель. Вряд ли фракции попросят отпустить Навального, я думаю, что фракции отстаивают мягкий подход в отношении участников», — считает Становая. Под влиянием грядущих президентских выборов «власть пытается вступить в переговоры с прогрессивным классом, которому обещано, что новый срок Путина будет последним», рассуждает он. «Идет гуманизация образа Путина, помилования, пересмотр уголовных дел — желание избежать конфликта с оппозицией, и именно поэтому было решено дать выпустить пар», — заключила политолог.
Путин выступил по теме митингов после совместной рабочей поездки с Медведевым в Арктику. Из-за перекрестной критики премьера обеими палатами парламента и массовых митингов с требованиями отставить Медведева близкие к Кремлю источники РБК связали поездку с попыткой президента вступиться за второе лицо.
«Путин первым делом защищает своего сотрудника, независимо от того, что он сам думает, — согласен Павловский. — Но отсюда никак не следует, что этот сотрудник может считать себя в безопасности. На месте Медведева я бы тоже не считал себя в безопасности. Я думаю, что по крайней мере один из путинских сценариев [президентских] выборов предполагает внезапное сокрушительное падение Медведева. Но это должно быть тогда, когда никто этого не требует».
При участии Евгении Кузнецовой, Марии Макутиной, Елены Смирновой, Сергея Витько и Егора Губернаторова