Имущество руководителя «Голоса» в Самаре арестовано по запросу СКР
Имущество руководителя общественной организации «Голос-Поволжье» Людмилы Кузьминой арестовано в рамках расследования уголовного дела об уклонении от уплаты налога на прибыль в размере 2,2 млн руб. По словам Кузьминой, арестована ее квартира площадью 37 кв.м и автомобиль Daewoo Matiz 2004 года выпуска.
«Я об этом узнала сегодня. Позвонил мой адвокат, сообщил, что и ему сказали сегодня — якобы СК добился ареста имущества давно, но об этом ему забыли рассказать», — пояснила РБК Кузьмина. Она считает принятые в отношении себя меры чрезмерными: «Меня просто взяли в оборот. Это сделано в рамках поэтапного устрашения, будут пить кровь, пока не сдохну».
Кузьмина является фигурантом сразу двух дел, административного — за неподачу документов на включение в реестр иностранных агентов — и уголовного — о неуплате налогов. Это уголовное дело было возбуждено в прошлом месяце. Следствие полагает, что грант, предоставленный «Голосу-Поволжье» от Фонда поддержки демократии «Голос» в 2012 году, является не пожертвованием, а прямым доходом Кузьминой. Деньги поступили в федеральный «Голос» по линии Агентства международного развития США (USAid), а российский МИД к тому времени уже объявил о разрыве отношений с агентством, аргументируют следователи.
Уже 5 февраля дома у Кузьминой прошли обыски. На следующий день Минюст России официально включил «Голос-Поволжье» в реестр иностранных агентов.
Только на минувшей неделе руководитель Следственного управления Следственного комитета по Самарской области Валерий Самодайкин утверждал, что никаких мер пресечения к Кузьминой не применялось, сообщал «Коммерсантъ».
По словам Самодайкина, по делу Кузьминой назначена налоговая экспертиза. Она должна подтвердить, «откуда поступали денежные средства» и была ли правозащитница «обязана уплатить налоги или не обязана». Кузьмина не доверяет заявлениям следствия: «Для проверки отчетности по налогам достаточно запросить наш банк, единственный, в котором мы обслуживались, лишенный лицензии в июне-июле прошлого года «Банк Приоритет». Последняя операция по счету прошла 21 ноября 2012 года. Они же изъяли все мои документы, электронную переписку».
Арест имущества — экстраординарная мера для кампании по выявлению «иностранных агентов», говорит сопредседатель движения «Голос» (преемник ассоциации «Голос», прекратившей свое существование в декабре 2012 года) Григорий Мельконьянц. До этого в декабре 2014 года, исполняя решение суда по административному делу об отказе включаться в реестр иностранных агентов, судебные приставы арестовывали пенсионный счет руководителя саратовской НКО «Партнерство для развития» Ольги Пицуновой. В январе они попытались описать ее имущество. «Еще идет разбирательство, и арестовывать единственную у человека квартиру — это прямое преследование», — говорит Мельконьянц.
Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» стала первой НКО, признанной «иностранным агентом». Аналогичные претензии Минюст предъявил и множеству ее региональных подразделений. В ноябре 2014 года законопроектом об ужесточении требований к финансированию политических партий, внесенным президентом Владимиром Путиным, введен запрет на сделки между партиями и «иностранными агентами», в том числе осуществляющими мониторинг выборов.