МИД заявил норвежскому дипломату о неприемлемом решении по Шпицбергену
В МИД прибыла временная поверенная в делах Норвегии в России Сольвейг Россебё, ей заявили о неприемлемой ситуации вокруг архипелага Шпицберген, доставку грузов на который ранее заблокировала норвежская сторона, говорится на сайте министерства.
«Заблокированы критически важные для обеспечения функционирования треста [«Арктикуголь»] и Генконсульства России на Шпицбергене товары, включая продукты, медицинское оборудование, строительные материалы и запасные части для транспортных средств», — сказано в сообщении.
В министерстве потребовали от Осло решить вопрос скорейшим образом, указав, что Москва в ответ на недружественные действия «неизбежно» примет ответные меры.
Речь идет об отказе Норвегии сделать исключение из санкций для грузов, отправленных для российских поселений на Шпицбергене в Северном Ледовитом океане. Отказ поступил на запрос «Арктикугля», трест просил пропустить 20 т продовольствия для шахтерского поселка Баренцбург, этот груз доставляется на архипелаг из Мурманска при помощи единственного грузового судна Bring. В этом же поселке находится генконсульство на Шпицбергене, всего в Баренцбурге живут около 500 человек, включая вахтовиков-шахтеров.
Губернатор Шпицбергена Ларс Фаузе сообщил NRK о поддержке регулярных контактов с трестом «Арктикуголь» по вопросу поставок. Он заверил, что никто не пострадает «ни в коем случае», пока Норвегия имеет полный и безоговорочный контроль над архипелагом.
Вице-спикер Совфеда Константин Косачев назвал решение Норвегии не пропускать российские грузы негуманным и аморальным. По его мнению, в Осло намерены оставить шахтеров из России без продуктов питания, что нарушает права человека и принципы гуманизма. Сенатор отметил, что Норвегия таким образом нарушила Парижский договор 1920 года, устанавливающий, что подписавшие его стороны (в том числе Россия) признают норвежский суверенитет над архипелагом при условии, что страны — участницы соглашения смогут ввозить грузы без ограничений.
«Согласен с Косачевым, но, переводя с дипломатического на юридический, после действий Норвегии, с данного момента, суверенитет этот страны над Шпицбергеном под большим вопросом», — заявил, в свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас.