Генконсул назвал непродуманным отказ Осло пропустить грузы на Шпицберген
Власти Норвегии не продумали до конца последствия своего решения отказать в пропуске российских грузов на Шпицберген, заявил генеральный консул России на Шпицбергене Сергей Гущин.
«Очевидно, Осло просто недостаточно хорошо подумал над тем, что, запрещая сухопутный транзит, Норвегия в том числе запрещает допуск грузов на Шпицберген, что, по сути, косвенно нарушает дух договора о Шпицбергене 2020 года, где прописан принцип недискриминации предоставления грузов, в том числе гражданам, юрлицам договаривающихся сторон на Шпицбергене», — сказал Гущин в эфире телеканала «Россия 24».
На вопрос о реакции России генконсул ответил, что не хотел бы спекулировать на эту тему, но ответ на действия Норвегии, по его словам, будет дан адекватный.
«Я думаю, может быть [в Норвегии] не продумали до конца все последствия, но наша задача в том, чтобы напомнить Норвегии о ее обязательствах по договору о Шпицбергене», — добавил он.
Норвегия, которая не входит в ЕС, в марте присоединилась к части санкций Евросоюза против России. В связи с этим накануне, 28 июня, МИД страны не одобрил запрос российского посольства о разрешении пропустить 20 т продовольствия для русского поселка Баренцбург. В нем живут около 500 человек, включая вахтовиков-шахтеров, работающих на угольных шахтах российского треста «Арктикуголь».
Российские грузы обычно доставляются на Шпицберген из Мурманска в город Тромсё грузовиками через единственный КПП «Стурскуг» на границе России и Норвегии. На острова грузы привозит судно Bring.
В МИД Норвегии заявили, что в Баренцбурге действуют те же законы, что и на остальной части Шпицбергена. В Совете Федерации России решение Осло сочли аморальным. По словам вице-спикера Совфеда Константина Косачева, Норвегия таким образом «пытается оставить российских шахтеров без продуктов питания». «Это нарушает права человека и принципы гуманизма», — заявил он.