Минюст впервые исключил из реестра СМИ-иноагентов двух человек
Минюст впервые сократил список СМИ-иноагентов, следует из данных на его сайте.
Из списка исключили Аркадия Любарева — эксперта по выборам, члена совета движения «Голос» (признано иноагентом), и Людмилу Кузьмину — самарскую правозащитницу, регионального координатора «Голоса». Напротив их фамилий появилась дата исключения из реестра.
«Данное решение было принято на основании заявлений об исключении, а также поступивших документов от уполномоченных органов государственной власти», — говорится в сообщении Минюста.
«Оцениваю данное решение Минюста как законное. Минюст в данном случае выполнил требования законодательства, на что мы в общем-то и рассчитывали», — сообщил РБК Любарев. Он уточнил, что направлял заявление об исключении из реестра СМИ-иноагентов. «Обоснование, которое я привел, — что я не получал средства из иностранных источников больше года. Этого и необходимо, и достаточно, я бы сказал», — отметил Любарев.
На вопрос о том, о каких документах от уполномоченных органов государственной власти, на основании которых Минюст принял решение исключить его и Кузьмину из реестра, идет речь, Любарев ответил, что об этом лучше спрашивать сам Минюст. «В законе написано, что они должны провести проверку или обратиться в уполномоченные органы. В какие они органы обращались, какие документы получили — это я не знаю. Судя по всему, подтвердили, что я написал, и это легло в основу решения», — сказал он. Любарев добавил, что извещений от Минюста об исключении из реестра не получал.
Людмила Кузьмина сообщила РБК, что узнала об исключении из реестра от позвонившей ей журналистки. «Заявление подавала более трех месяцев назад. Извещение [об исключении из реестра] не получала, мало того, полтора месяца назад суд самарского района г. Самары, судья Волобуева, не согласилась с моим заявлением о неправомерности включения в реестр, и сейчас заявление в кассации», — рассказала она. По словам Кузьминой, в обосновании она указала, что если является СМИ-иноагентам, то относится к НКО-иноагентам и попросила исключить из реестра в связи с отсутствием иностранного финансирования. К решению Минюста она относится как к «сбою, а скорее пиар-акции перед введением единого реестра, куда могут включить как аффилированное или по другим признакам». «Не верю в силу того, что времена не для пощады сейчас. Никак не отношусь», — добавила Кузьмина.
Всего в реестре СМИ-иноагентов остались 148 человек и юрлиц. В прошлый раз его обновляли в пятницу, 22 апреля. Тогда Минюст признал СМИ-иноагентами главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, журналистов Александра Невзорова и Сергея Пархоменко, авторов «Радио Свобода» (включено в список СМИ-иноагентов) Артура Асафьева, Екатерину Лушникову и Владимира Воронова, ЛГБТ-активиста Ярослава Сироткина, а также социолога Виктора Вахштайна.
Закон о СМИ-иноагентах приняли в России в 2017 году. Позже одобренные к нему поправки позволили вносить в реестр и физических лиц. Попавшие в список СМИ-иноагентов должны маркировать свои материалы специальной подписью и предоставлять Минюсту данные о работе, а также о том, как они потратили полученное за рубежом финансирование.
В апреле в Госдуме разработали новый законопроект об иноагентах. Его авторы — члены комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, соавторами стали и ряд сенаторов. Документ позволяет отнести к ним и тех, кто не получает иностранного финансирования, но находится под «иностранным влиянием». Также авторы предложили ввести единый реестр иноагентов, запретить им организовывать митинги, учить детей и получать финансовую помощь от государства.
Однако в тот же день, как в Госдуму направили этот законопроект, глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас выступил против постоянных изменений закона об иноагентах. По его словам, «постоянно менять закон в сфере, где еще не сложилось регулирование, — путь в никуда».