Шотландский парламент проголосовал за новый референдум о независимости
Парламент Шотландии во вторник, 28 марта, проголосовал за проведение повторного референдума о независимости от Великобритании, до того как королевство выйдет из Евросоюза. Из 129 членов парламента решение поддержали 69 депутатов, 59 выступили против.
Голосование должно было пройти еще 22 марта, но было перенесено по соображениям безопасности: в тот же день состоялась атака на здание парламента Великобритании в Лондоне.
Упредить Brexit
Еще 13 марта первый министр Шотландии Никола Стерджен официально предложила провести второй референдум о независимости Шотландии «в период между осенью 2018-го и весной 2019 года», то есть в последние месяцы перед запланированным выходом Великобритании из ЕС, или Brexit.
По словам первого министра, этот шаг необходим для защиты интересов региона, которые могут пострадать в результате выхода всего королевства из Евросоюза. Шотландцы, по ее словам, должны сделать выбор — либо идти с Лондоном до конца, либо взять курс на независимость. И сделать это нужно именно в последние месяцы перед Brexit, когда условия выхода из ЕС уже станут понятны, но процесс самого Brexit еще не завершится.
«Когда нам навязывают изменения, у нас должно быть право выбора», — заявила Стерджен в начале дебатов во вторник. «Жители Шотландии должны тоже сказать свое слово», — призвала министр.
Референдум по Brexit прошел в июне 2016 года. Всего за выход из ЕС проголосовало 51,9% британцев, однако шотландцы выступали за сохранение связей с Евросоюзом. По каждому из 32 территориальных участков Шотландии победили противники Brexit. В целом по региону за сохранение страны в составе ЕС выступили 62% голосующих.
Исходя из этого, Стерджен настаивает, что Шотландию заставляют выйти из ЕС против воли ее граждан и результаты голосования по Brexit это доказывают. «Правительство Великобритании принимает решения исключительно в одностороннем порядке, что, по моему мнению и мнению многих других, разрушительно для нашей экономики и положения в мире», — заявила глава шотландского правительства. Она также добавила, что «решение о том, в какой стране мы находимся и какой у нас путь, может быть принято только народом Шотландии». Стерджен пояснила: «В течение последних двух лет шотландское правительство разрабатывало ряд предложений, направленных на защиту Шотландии от последствий Brexit. И если хотя бы одно было рассмотрено британским правительством, мы бы не вели дискуссий о референдуме сегодня».
Шотландия уже проводила референдум о выходе из Великобритании. Первый референдум о независимости прошел 18 сентября 2014 года. Тогда 55% шотландцев проголосовали против независимости.
Игры патриотов
Возможность второго референдума вызвала противоречивые мнения у политиков.
Например, депутат шотландского парламента Алекс Нейл, бывший министр в правительстве Стерджен, в первом раунде дебатов 21 марта подчеркивал необходимость дождаться финальной договоренности между Лондоном и Брюсселем по условиям Brexit и тогда уже определиться с датой и самой необходимостью референдума. «Если переговоры между Британией и ЕС будут идти по плану (а это очень большое «если») и к октябрю 2018 года они будут завершены, мы все равно не сможем понять суть финальной сделки до ее ратификации парламентами всех участвующих сторон, — заявил Нейл в интервью The Telegraph. — Было бы мудрее не утверждать дату референдума, пока сделку по Brexit окончательно не утвердили».
Тем не менее Нейл обещал голосовать за новый референдум. Депутаты Шотландской национальной партии и партии «зеленых», составляющие большинство в парламенте Шотландии, поддерживают идею о втором референдуме.
Парламентская оппозиция в Шотландии, в первую очередь Лейбористская и Консервативная партии, уже выразили свое несогласие с инициативой. В частности, лидер шотландских консерваторов Рут Дэвидсон указывала, что избиратели «сыты по горло играми в независимость».
Кроме того, отмечает депутат Нейл, прежде чем устраивать повторное голосование, стоит заручиться поддержкой народа, с чем у Эдинбурга пока немало трудностей. Согласно опубликованному 19 марта опросу The Sunday Times, лишь 32% шотландцев поддерживают Стерджен в намерении провести референдум до завершения переговоров по Brexit. Еще 18% хотят провести его уже после выхода из ЕС, тогда как 51% шотландцев вообще выступают против повторного референдума о независимости.
Лидер шотландских лейбористов Кейзия Дагдейл в ходе дебатов во вторник заявила, что «мнение Шотландской национальной партии и партии «зеленых» не отражает волю шотландского народа». «Мы и так достаточно разделены, не разделяйте нас снова», — призвала Дагдейл.
Жидкие ценности
Согласно тому же опросу, в случае если референдум все же состоится, лишь 44% опрошенных поддержат независимость Шотландии (против 45% на голосовании три года назад). Ранее Стерджен и другие лидеры правящей Шотландской национальной партии неоднократно утверждали, что провал референдума был обусловлен именно желанием шотландцев остаться в ЕС путем сохранения региона в составе Британии. Правительство Шотландии заинтересовано в сохранении тесных связей с ЕС: в первую очередь речь идет об общем рынке. В 2015 году на ЕС пришлось около £12,3 млрд шотландского экспорта, или почти половина от всех поставок за пределы Британии.
Однако указанная сумма составляет лишь 16% всего экспорта Шотландии, тогда как 63% (£49,8 млрд за 2015 год) занимает вывоз в остальные части королевства. На это обращает внимание старший научный сотрудник Оксфордского университета, эксперт Валдайского клуба Джон Ллойд. По его словам, тесные торговые связи отражают взаимную зависимость Шотландии и Великобритании, которая проявляется еще и в субсидиях шотландской экономике из Лондона.
На момент референдума 2014 года основными экспортными товарами Шотландии были нефть и виски. Однако падение цен на энергоносители обвалило нефтегазовые доходы Эдинбурга. В 2013/14 финансовом году доходы от североморских скважин составили ровно £4 млрд, через год они уменьшились до £1,8 млрд, а за 2015/16 финансовый год составили всего £60 млн (обвал на 97%). В то же время одни только акцизы на алкоголь в последние годы стабильно составляют около £1 млрд поступлений в бюджет Шотландии.
Говоря о резком обвале нефтяной выручки, правительственное агентство по доходам и расходам (GERS) имеет в виду именно доходы бюджета — налоги с нефтяных корпораций. Однако потенциальную стоимость добытой в 2015/16 году нефти официальное статистическое агентство Шотландии оценивает куда выше — на уровне £10,1 млрд (нефть и газоконденсат, не считая природного газа).
Эта цифра уменьшилась с 2014/15 финансового года на 29% — заметно слабее, чем бюджетные доходы. Североморская нефть Brent, отмечает Independent, дорога в добыче, и цена в районе $50 за баррель — наравне с падением мирового спроса и ростом поставок из Ближнего Востока — делает ее производство невыгодным.
По данным шотландской статистики, 15 лет назад операционные затраты нефтяных компаний составляли около 20% от стоимости добытой нефти и газа, к 2015/16 финансовому году они выросли до 50%, а вместе с капитальными расходами уже превышают потенциальную выручку.
В августе 2016 года Стерджен впервые признала, что падение энергорынка вызвало экономический шок, последствия которого покрываются за счет субсидий из Лондона. Конкретные цифры указаны не были, но нестыковки в балансе говорят о том, что субсидии шотландцам для достижения бездефицитного бюджета должны составлять £1600 на душу населения (около £9 млрд).
«Исходя из нынешних тенденций, в независимой Шотландии стоит ждать бюджетный дефицит на уровне 9%, — пояснил РБК Ллойд из Оксфордского университета. — Это является одним из самых значительных показателей в Европе». В то же время для вступления в ЕС страна-кандидат должна иметь дефицит бюджета не более 3%.
Битва железных леди
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступает против референдума о независимости Шотландии, а согласно законодательству провести его без согласия Лондона невозможно. Мэй заявила, что не будет согласовывать сроки проведения референдума, пока не закончатся переговоры по Brexit.
В понедельник, 27 марта, Тереза Мэй и Никола Стерджен встретились в отеле шотландского города Глазго. В ходе часовых переговоров первый министр Шотландии настаивала на том, что жителям Шотландии необходим референдум о независимости до выхода Великобритании из Евросоюза. Она пояснила, что шотландцы должны сами выбрать свой путь. Тереза Мэй ответила ей, что «сейчас не время» для референдума. Мэй считает, что выход из ЕС — это отличная возможность для укрепления связей между всеми жителями страны.
Позднее Никола Стерджен назвала встречу «душевной», но выразила разочарование, что Мэй не сделала уступки по референдуму. Стерджен рассказала, что Мэй ожидает, что в следующие год-два прояснятся будущие отношения Великобритании и Евросоюза. Стерджен заявила: «Я ответила, что хочу, чтобы шотландцы совершили осознанный выбор, когда условия по Brexit будут понятны». Мэй заверила Стерджен, что условия договора по Brexit будут определены в 2018–2019 годах.