Шотландия на выход: как страна пришла к вопросу о независимости
Впервые с начала ХХ века вопрос о независимости Шотландии был поднят в 1970-х годах, когда британская компания Shell UK Limited начала освоение нефтяного месторождения в Северном море, давшего впоследствии название марке нефти Brent. Ближайшей к месторождению сушей были Шетландские острова (одна из областей Шотландии). Шотландская национальная партия (ШНП), избираясь в парламент Великобритании в 1974 году, построила кампанию, утверждая, что, хотя месторождение и находится в шотландском секторе, контроля над добычей у Шотландии нет. С учетом нефтяного кризиса 1973 года эта позиция получила отклик. Под слоганом «Это шотландская нефть» партия вошла в палату общин, получив 12 мест.
Правительство, возглавляемое Лейбористской партией, опасаясь дальнейшего роста популярности ШНП, решило перехватить инициативу и приняло в 1978 году «Акт о Шотландии». Он предусматривал создание Шотландской ассамблеи (регионального правительства) и передачу ей правительством Великобритании части полномочий. В 1979 году был проведен референдум: 51,62% шотландцев были за создание ассамблеи, против — 48,38%. Однако при общей явке 63,6% сторонников частичной передачи полномочий от центра к региону оказалось только 32,9% от всего населения Шотландии при необходимом минимуме 40%.
На всеобщих выборах 1997 года на выборах в парламент Великобритании победила Лейбористская партия. Это позволило лейбористу Дональду Дьюару (на фото), секретарю по делам Шотландии, заявить о возможности проведения нового референдума о создании шотландского парламента. Против его создания выступала Консервативная партия, однако ее популярность была низкой после экономического кризиса 1992 года.
В сентябре 1997 года состоялся второй референдум о передаче части полномочий от центра региональному правительству, на котором 74,3% проголосовавших (44,87% от общего числа избирателей) высказались за создание шотландского парламента. В результате 17 ноября 1998 года парламентом Великобритании был принят «Акт о Шотландии», согласно которому в Шотландии создавался аналог кабинета министров — Шотландская администрация (ее главой стал Дональд Дьюар), а также собственный парламент. Он имел ограниченные права на законотворчество и налогообложение на территории Шотландии.
В 2007 году на выборах в парламент Шотландии первое место получила Шотландская национальная партия, а первым министром стал ее лидер Алекс Сэлмонд (на фото). 30 ноября 2009 года они приняли Белую книгу (официальное правительственное издание, как правило, предназначенное для подготовки законодательного акта) о будущем Шотландии, где обещали ей полный государственный суверенитет. 25 февраля 2010 года состоялась публикация законопроекта, после чего началось общественное обсуждение текста. Однако ШНП не смогла провести законопроект, так как не обладала необходимым для этого парламентским большинством. Вернуться к обсуждению независимости Шотландии Сэлмонд смог только в 2011 году, когда его партия добилась необходимого для формирования правительства большинства.
1 мая 2012 года в Великобритании был принят «Акт о Шотландии — 2012». Он содержал ряд полномочий, которыми наделялся шотландский парламент. Одним из наиболее значимых было право парламента самостоятельно устанавливать ставку подоходного налога в Шотландии ежегодно начиная с 2016 года.
15 октября 2012 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и первый министр автономного правительства Шотландии Алекс Салмонд подписали соглашение, определяющее порядок проведения референдума о независимости Шотландии осенью 2014 года. Право принять участие в референдуме получали граждане Великобритании, стран Содружества, ЕС и члены палаты лордов, постоянно живущие в Шотландии, а также военнослужащие Соединенного Королевства и служащие британского правительства, зарегистрированные как избиратели в Шотландии.
26 ноября 2013 года Алексом Сэлмондом была представлена новая Белая книга — 670-страничный документ, описывающий устройство нового государства. Согласно ему в качестве валюты независимой Шотландии предлагалось оставить британский фунт стерлингов, а главой государства ― королеву Великобритании. Предусматривалось также создание собственных вооруженных сил, вывоз с территории Шотландии ядерного оружия, поднятие минимальной заработной платы, сбор налогов без повышения ставок независимо от Лондона.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (на фото) призывал шотландцев не голосовать за независимость в своем новогоднем обращении в 2013 году и в ходе визита в Шотландию в мае 2014 года. В обмен на сохранение целостности страны обещалось расширить суверенитет Шотландии.
30 мая 2014 года в Шотландии официально началась агитационная кампания. Сторонников независимости объединяло движение «Да, Шотландия», а противников независимости — кампания «Лучше вместе». Противники независимости опасались возможного нарушения важных экономических связей с остальными частями Великобритании. По сообщению представителя Букингемского дворца, Королева Елизавета II лично внимательно следила за ходом голосования, не поддерживая, однако, ни одну из сторон.
В результате общая явка составила 84,59%. «За» проголосовали 44,70%, «против» — 55,30%. Шотландия осталась в составе Великобритании.
23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум о выходе из состава Европейского союза. Большинство проголосовавших высказались за выход из ЕС. На следующий день глава шотландского правительства Никола Стерджен заявила о высокой вероятности нового референдума о независимости Шотландии. По ее словам, голосование может состояться уже осенью 2018 года, когда Великобритания де-юре еще будет оставаться частью ЕС, но условия по отделению уже будут понятны.