Адвокаты рассказали о новых фигурантах дела об убийстве Немцова
Новые фигуранты
Следователи установили причастность к убийству Бориса Немцова нескольких человек, и им пока не предъявлены обвинения, утверждают в ходатайстве адвокаты Вадим Прохоров и Ольга Михайлова, представляющие интересы дочери политика Жанны Немцовой. Заявление было подано в среду, 27 апреля, на имя старшего следователя по особо важным делам Николая Тутевича, который занимается делом об убийстве Немцова, рассказали РБК адвокаты.
В документе (есть в распоряжении РБК) со ссылкой на материалы дела сказано, что сотрудники СКР считают причастным к убийству политика офицера батальона внутренних войск МВД «Север» Руслана Геремеева, которого адвокаты называют организатором убийства, и его брата Артура.
Согласно выписке из Росреестра, Артур Геремеев является владельцем одной из фигурирующих в материалах дела квартир — в доме №46 по улице Веерная. Именно там, по данным СКР, жили предполагаемые убийцы.
Кроме того, в ходатайстве в качестве причастных к убийству Немцова лиц указаны командир батальона внутренних войск МВД «Север» Алибек Делимханов, сотрудник МВД Чеченской Республики Асланбек Хатаев и Шамхан Тазабаев (человек с таким именем занимает пост заместителя директора Ленинского районного комплексного центра социального обслуживания населения Чечни), а также родственники Руслана Геремеева — сенатора от Чечни Сулейман Геремеев и начальник РОВД по Шелковскому району Чечни Ваха Геремеев. Ранее адвокаты настаивали на допросе Сулеймана и Вахи Геремеевых.
«Тем не менее, несмотря на то что следствием выявлены обстоятельства, указывающие на возможную причастность этих лиц к организации и убийству Немцова, никто из них надлежащим образом не допрошен, в их отношении не проведен исчерпывающий перечень оперативных и следственных действий, а Руслану и Артуру Геремеевым даже не предъявлены обвинения», — отмечается в ходатайстве.
Ранее источники РБК рассказывали, что следователи дважды пытались предъявить заочное обвинение Руслану Геремееву, однако оба раза соответствующее постановление не утвердил председатель СКР Александр Бастрыкин, сочтя, что для этого не хватает доказательств.
РБК направил запрос в Следственный комитет.
«Материнское дело»
Как отмечается в ходатайстве, 27 января 2016 года следователь Тутевич принял решение о выделении из основного уголовного дела материалов в отношении предполагаемых организаторов преступлений — Руслана Мухудинова и неустановленных лиц, предложивших шести уроженцам Чечни, в том числе Зауру Дадаеву, которого следствие называет киллером, убить Немцова за вознаграждение в размере 15 млн руб. Адвокаты Прохоров и Михайлова уверены, что следствие не должно было выделять дело в отношении организаторов в отдельное производство, поскольку в суде над исполнителями невозможно будет понять, почему был убит Немцов.
«Из материалов уголовного дела следует, что следствие уклонилось от надлежащего расследования убийства Немцова, не установив мотивы его убийства, которыми руководствовались организаторы. При этом следствием искусственно и незаконно принято решение об окончании предварительного следствия по основному, так называемому материнскому делу», — отмечается в ходатайстве.
Адвокаты настаивают, что следователи должны были не прекращать основное уголовное дело и не выделять из него материалы в отношении организаторов, а сделать наоборот: выделить в отдельное производство материалы в отношении предполагаемых исполнителей и продолжить дальше в рамках «материнского дела» искать организаторов. Как настаивают адвокаты, из материалов дела можно сделать вывод, что следствие не собирается заниматься поиском настоящих организаторов и «иных исполнителей убийства».
Ходатайство о возобновлении
Адвокаты просят возобновить следствие по «материнскому делу», установить мотивы убийства Немцова, найти всех организаторов и исполнителей и предъявить обвинения Руслану и Артуру Геремеевым. Защитники также настаивают, что в отдельное производство для последующей передачи в суд должно быть выделено дело в отношении предполагаемых исполнителей убийства.
Борис Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. Непосредственными исполнителями следователи считают шесть человек. Пять из них были задержаны — это Заур Дадаев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Шадид Губашев и Темирлан Эскерханов, а шестой, боец батальона «Север» МВД Чечни Руслан Мухудинов, был обвинен заочно. Организатором в СКР называют Руслана Мухудинова. По данным следствия, он обещал убийцам 15 млн руб. в качестве вознаграждения.
Как объяснял РБК адвокат Вадим Прохоров, Мухудинов, также служивший в батальоне «Север», был водителем Геремеева. Его правильнее называть «исполнителем высшего звена», но не организатором, уверен Прохоров.