Замглавы МИД Рябков рассказал, каких шагов Россия ждет от США
Диалог с США по контролю над вооружениями после начала Россией военной операции на Украине оказался заморожен, для преодоления этой проблемы необходимо снижение конфликтного потенциала, Вашингтон должен пересмотреть свою политику по отношению к Москве, заявил в интервью «Коммерсанту» замглавы российского МИДа Сергей Рябков.
Он выразил уверенность, что в США «прекрасно знают», каких шагов от них ожидают в России для возобновления диалога.
«Для обеспечения долгосрочных и по-настоящему жизнеспособных решений в этой области потребуется выход на понимание с Западом о параметрах и принципах сосуществования, которые обеспечивали бы минимизацию конфликтного потенциала», — сказал Рябков.
Что касается ожиданий относительно предложенных в конце декабря 2021 года договоренностей по гарантиям безопасности для России, дипломат пояснил, что речь прежде всего об отказе США и НАТО от «деструктивного курса на безудержное и вредоносное для нас» освоение постсоветского пространства.
По его словам, Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), как и любые соглашения, должен быть основан на принципах равноправия и «строгого паритета», односторонние уступки в этом случае недопустимы.
Отвечая на вопрос, почему СССР и США могли договариваться о контроле над вооружениями даже в период «холодной войны», Рябков отметил, что «на определенных отрезках было характерно достаточно взвешенное отношение сторон к очевидным «красным линиям» друг друга в области безопасности». При этом сейчас американские власти такой позиции не придерживаются, считает он.
Договор СНВ-3 в 2010 году подписали президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на десять лет с возможностью продления еще на пять. В 2021 году Владимир Путин ратифицировал соглашение о продлении договора до 5 февраля 2026 года.
По этому соглашению каждая сторона может иметь не более 1550 готовых к использованию ядерных зарядов, не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подлодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, не больше 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков.
Россия и США должны были проводить инспекции на объектах друг друга. В начале августа 2022 года Москва временно вывела из-под инспекционной деятельности свои объекты.
МИД назвал это вынужденной мерой. В российском министерстве объяснили, что санкции США и их союзников создали множество препятствий для работы российских инспекторов в рамках договора СНВ. Тем не менее, в сентябре Россия и США в рамках договора обменялись данными о числе ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков.
В ООН призывали Россию и США как можно скорее начать переговоры по новому соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений. Президент США Джо Байден в начале августа прошлого года говорил о готовности обсуждать с Москвой новый договор. Министр иностранных дел Сергей Лавров в сентябре отмечал, что Россия «фиксирует отрывочные сигналы» от американской администрации, однако, по его словам, США избегают «предметного взаимодействия».
В конце ноября — начале декабря в Каире должна была состояться двусторонняя консультативная комиссия Россия — США по ДСНВ, однако встречу отменили. По словам Рябкова, на решение повлияла ситуация вокруг Украины, а также нежелание США считаться с приоритетами России. Он уточнил, что Вашингтон хотел обсуждать на заседании исключительно вопрос возобновления инспекций, в то время как для Москвы другие вопросы были приоритетными.