Патриотизм и духовные ценности включили в новую военную доктрину
В пятницу на сайте Кремля была опубликована новая военная доктрина России. Предыдущая была принята в 2010 году. Во время подготовки последней версии российские чиновники говорили об ужесточении позиции России. Координатор управления генеральных инспекторов российского Министерства обороны генерал армии Юрий Якубов в сентябре заявил, что следует четко обозначить главного вероятного противника страны и условия для нанесения превентивного удара российскими силами ядерного сдерживания. «На мой взгляд, главный наш противник – это США и Североатлантический блок», – подчеркнул генерал.
Напряженность усилилась
В первой части доктрина описывает военные опасности и угрозы для России. В документе указано, что мировое развитие на данном этап характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях взаимодействия между государствами и регионами, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития.
Существующая архитектура международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств, говорится в доктрине. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны. В документе зафиксировано снижение вероятности развязывания крупномасштабной войны против России, но на некоторых направлениях военные опасности для страны усиливаются.
Расширение НАТО по-прежнему угроза
Первым номером в списке основных внешних опасностей идет наращивание силового потенциала НАТО и наделение организации глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, а также приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока. В предыдущей версии доктрины расширение НАТО также стояло первым пунктов в списке угроз, но формулировка была несколько иной – в нем говорилось о «стремлении наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями».
Вторая опасность – дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах, а также подрыв глобальной и региональной стабильности. Третья – развертывание или наращивание воинских контингентов иностранных государств на территориях соседних с Россией государств и ее союзников. По-прежнему угрозой считается и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере. В развертывании такой системы Россия обвиняет США в союзе со странами НАТО.
В числе угроз России также перечислены: территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений. Угрозой считает Россия и применение военной силы на территориях соседних государств в нарушение устава Организации Объединенных наций.
Также угрозу представляют глобальный экстремизм, теракты с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, наличие очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, а также иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников,наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира. Российские политики в этом году не раз указывали, что фактически частные военные компании действуют на Украине, приводя в пример военные подразделения, созданные губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским.
Угрозы России представляет и установление в том числе через государственные перевороты на сопредельных с Россией государствах режимов, политика которых угрожает интересам России.
Угроза подрыва патриотических традиций
Раздел внутренних угроз в новой доктрине расширен и прописан более детально, чем в документе 2010 года. В 2010 году в списке значились три угрозы: попытки насильственного изменения конституционного строя, подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности, дезорганизация функционирования органов государственной власти.
В опубликованной 26 декабря доктрине внутренних угроз четыре. Главной по-прежнему является деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя. Этот пункт также дополнен угрозой дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране. На втором месте в списке – деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности страны. На третьем – деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. Четвертая угроза – провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Ядерный удар как ответная мера
Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против страны с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
В новой доктрине немного изменились формулировки по угрозам, а характер угроз, их последовательность по степени опасности практически остался тем же самым, говорит военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский. Речь идет о стратегическим сдерживании как ядерном, так и неядерном, появилась отдельная статья, где говорится, что в рамках такого стратегического сдерживания Россия может применять высокоточное оружие. В новой доктрине в отличие от предыдущей конкретизированы союзники России – перечислены БРИКС, ОДКБ, ШОС, появилось конкретное упоминание Южной Осетии и Абхазии в рамках плана совместной обороны, также появился план обороны страны, раскрыты положения по территориальной обороне, развитию мобилизационной подготовки. говорит Мураховский.
Примечательно, что в отношении ЕС и НАТО в новой доктрине говорится о намерении России развивать с ними равноправный диалог, несмотря на текущую военно-политическую обстановку, так что в целом можно считать новый вариант доктрины примирительным, резюмирует Мураховский.