Россия отказалась вносить в военную доктрину превентивный ядерный удар
О разработке новой военной доктрины России в связи с изменившейся в 2014 году геополитической ситуацией было объявлено в сентябре. Собеседник Интерфакса, принимающий участие в разработке документа, сегодня рассказал, что военные настаивали на внесенииположения о праве на превентивный ядерный удар, однако в окончательную редакцию доктрины это положение не войдет.
«В обновленном варианте военной доктрины не будет положения о возможном нанесении превентивного ядерного удара по потенциальному противнику. Статья 18-я документа четко оговаривает условия применения стратегических вооружений, которыми оснащена ядерная триада России. Это станет возможным, если под угрозу уничтожения будут поставлены суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации», – сказал собеседник агентства.
Об отсутствии в доктрине положения об упреждающем ядерном ударе также сообщил агентству РИА Новости высокопоставленный источник в Совете безопасности России.
В действующей сейчас военной доктрине, которая была принята в 2010 году, также нет положения о превентивном ядерном ударе. «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации», – говорится в 22-й статье доктрины.
Иточник агентства рассказал также, что в ходе обсуждения «настойчиво озвучивались предложения закрепить в обновленной военной доктрине положение о возможности нанесения ядерных ударов по территории потенциального агрессора или групп стран». Он уточнил, что «особенно настаивали на внесении положения о превентивном ударе военные».
Разработка новой военной доктрины началась по поручению президента Владимира Путина – в сентябре 2014 года он поставил задачу разработать обновленную военную доктрину до конца текущего года. «Перспективная госпрограмма вооружений (до 2025 года) должна учитывать положения всех основных документов стратегического планирования в сфере обороны и безопасности государства. Включая обновленную военную доктрину России, проект которой должен быть подготовлен к декабрю этого года», – заявил президент на совещании, посвященном разработке проекта Госпрограммы вооружения на 2016–2025 годы.
Заместитель секретаря Совета безопасности России Михаил Попов рассказал тогда, что внесение поправок в военную доктрину связано с расширением НАТО, проблемой ПРО, а также кризисом на востоке Украины и событиями вокруг него. «В первую очередь это связано с возникновением новых военных опасностей и военных угроз Российской Федерации, которые проявились в событиях «арабской весны», в вооруженном конфликте в Сирии, а также в ситуации на Украине и вокруг нее», – сказал Попов.
Кроме того, планируется поставить задачу на импортозамещение в области вооружений. «Жизнь показывает, что надежность наших некоторых западных партнеров – явление временное и связано оно, к сожалению, очень тесно с политической конъюнктурой», – заявил тогда Попов. По его словам, эффективное функционирование оборонно-промышленного комплекса страны возможно только в условиях технологической независимости в области производства вооружения. «Вносимые в военную доктрину уточнения должны быть направлены на устранение нашей зависимости от импорта станкостроительной продукции, поставок сырья, материалов и комплектующих изделий», – сказал замглавы Совбеза.