Из обвинения журналисту РБК исчез пункт о «расшатывании обстановки»
Следствие исключило формулировки о «расшатывании политической обстановки в сторону нестабильности» и «свержения власти нелегальным путем» из обвинения, предъявленного журналисту РБК Александру Соколову, говорится в заявлении его матери Натальи Соколовой, поступившем в редакцию РБК. В документе отмечается, что в ближайшее время расследование дела будет окончено и журналист начнет знакомиться с материалами.
Специальный корреспондент РБК Соколов был арестован 29 июля 2015 года. 15 июня 2016 года Хамовнический суд продлил ему арест до 25 июля. Вместе с Соколовым фигурантами уголовного дела являются бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и его соратники Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш. Им были предъявлены обвинения по ст.282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).
По версии следствия, Соколов, «позиционируя себя в качестве оппозиционно настроенного лица к органам государственной власти», зарегистрировал сайт инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть». Как говорится в материалах дела, Соколов и другие фигуранты дела «под благовидным предлогом организации и проведении референдума» собирались продолжить деятельность движения «Армия воли народа» (АВН), признанного судом экстремистской организацией осенью 2010 года.
В первоначальной версии обвинения говорилось, что фигуранты собирались распространять экстремистские материалы, а их действия угрожали политическому строю страны: якобы они призывали к свержению власти и расшатыванию политической обстановки. В новой редакции говорится только о распространении материалов без указания цели и последствий этого.
В столичном управлении Следственного комитета не смогли оперативно отреагировать на просьбу РБК о комментарии. Адвокаты Соколова в четверг были недоступны для комментариев.
Сам Соколов настаивает, что в деятельности группы «За ответственную власть» не было экстремизма, а единственной целью организации, согласно ее уставу, было проведение референдума о принятии закона об ответственности власти.
Уменьшение объема обвинения облегчит работу защиты Соколова и его соратников, полагает адвокат Иван Павлов. «Но даже по одному пункту он может быть осужден, как если бы пунктов было десять», — отметил Павлов.
Ранее Соколов жаловался на действия следствия и необоснованное продление ареста. Он направлял обращения уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. 17 июня омбудсмен рассказала, что переадресовала жалобу Соколова в прокуратуру.
Обращение Соколова также рассмотрит Европейский суд по правам человека.
В ноябре правозащитный центр «Мемориал» признал Соколова, Мухина, Барабаша и Парфенова политзаключенными и потребовал прекратить дело в их отношении. В декабре президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции в ответ на вопрос корреспондента РБК о находящемся в СИЗО Соколове пообещал разобраться в ситуации. «По поводу Соколова: если он сидит за какие-то разоблачения по поводу Восточного, если дело только в этом, безусловно, я помогу вашему изданию», — заявил Путин.