Россия предложила Страсбургу наладить диалог в новой правовой реальности
Россия будет придерживаться приоритета национального права над международным, рассказал в четверг председатель КС Валерий Зорькин на Международной конференции «Совершенствование национальных механизмов эффективной имплементации Европейской конвенции», которая проходит в Конституционном суде. Среди участников мероприятия были также директор Генеральной дирекции по правам человека и верховного права Совета Европы Филипп Буайя, судья Страсбургского суда Ханлар Гаджиев, а также другие представители ЕСПЧ и Совета Европы.
Национальный приоритет
Еще в июле КС принял решение по запросу депутатов Госдумы о приоритете Конституции над международными нормами, пояснив, что в случае противоречия Европейской конвенции по правам человека и Конституции применяется Конституция.
Зорькин призвал иностранных коллег теперь наладить диалог, а «не рушить мосты и дороги». Он, а также министр юстиции Александр Коновалов утверждали, что Россия по-прежнему признает юрисдикцию Европейского суда, но сохраняет за собой право не исполнять те решения ЕСПЧ, которые противоречат Конституции.
«Участие России в международном договоре (подписание Европейской конвенции по правам человека) не означало отказ от суверенитета, выражением которого и является верховенство Конституции», — указывал Зорькин.
«Невозможно с помощью решений ЕСПЧ не применять статьи Конституции», — заявил Зорькин, подчеркнув, что Конституция выражает волю народа.
В случае же возникновения сомнений вопросы о противоречии или непротиворечии решения ЕСПЧ национальному праву будет принимать КС, уточнил Зорькин.
Он предложил два варианта разрешения возникшей коллизии: в случае противоречия следует либо применить Конституцию, либо поменять ее норму, чтобы она совпадала с Конвенцией, и уже тогда исполнять решение ЕСПЧ. Зорькин подчеркнул, что сложившаяся ситуация сейчас должна разрешаться не путем ультиматумов, а путем диалогов.
Аналогичную позицию занял и министр юстиции Александр Коновалов. «Мы считаем, что вправе сохранить приоритет за Конституционным судом», — заявил министр, выступая на конференции. Он отметил, что такое право имеют и многие другие страны — участники Конвенции. Коновалов посетовал, что к российской судебной системе и решениям судов часто относятся предвзято, и попросил постараться уходить от штампов.
Что делать с ЮКОСом
Филипп Буайя пока отказался комментировать заявления российской стороны, но уточнил, что подробно озвучит ее во время своего выступления на конференции 23 октября. Также он отметил, что Россия выполняет почти 95% всех решений ЕСПЧ. К остальным 5% относятся сложные решения с экономической или политической подоплекой.
Ситуацию, складывающуюся вокруг решения Страсбургского суда по жалобе акционеров ЮКОСа, все участники конференции комментировали неохотно. В июле 2014 года ЕСПЧ постановил российской стороне выплатить бывшим акционером компании почти 2 млрд евро. Россия не согласилась с этим решением и попыталась оспорить его в Большой палате Европейского суда, но получила отказ.
«Я не хотел бы ударяться в частные вопросы», — ответил на вопросы про это дело Буайя и указал, что вопрос исполнения этого решения относится к компетенции Совета министров Европы.
В свою очередь министр юстиции Коновалов рассказывал журналистам, что ведомство еще не направляло в Конституционный суд запрос о том, соответствует ли это решение ЕСПЧ Конституции или нет. «Запрос в КС будет направлен в ближайшее время», — говорил министр, но отмечал, что такой запрос могут также направить Госдума или Верховный суд. Его заместитель и уполномоченный России при ЕСПЧ Григорий Матюшкин в свою очередь отмечал, что сейчас по этому поводу идут согласования внутри самого ведомства. Но с чем именно связано промедление, он сказать отказался.